Антидепрессивный эффект псилоцибина сохранился год спустя

Американские психиатры продемонстрировали, что псилоцибин способен оказывать устойчивые антидепрессивные эффекты в течение 12 месяцев. В работе, опубликованной в журнале Journal of Psychopharmacology, ученые в течение года наблюдали за 24 пациентами, которые прошли восьминедельное психоделическое лечение депрессии, в ходе которого они получили две дозы псилоцибина.

Псилоцибин (алкалоид, содержащийся более чем в 200 видах грибов, которые относятся преимущественно к роду Psilocybe) структурно схож с эндогенным нейротрансмиттером серотонином и выступает активатором серотониновых рецепторов. Серотонин, в свою очередь, тесно связан с аффективными состояниями: нарушение функций серотонинергических путей приводит к возникновению различных психических расстройств, самое частое из которых — клиническая депрессия.

Поэтому применение психоделиков для лечения депрессии активно исследуется. В 2018 году FDA даже присвоило статус «прорывной терапии» использованию псилоцибина в лечении депрессии, что должно обеспечить ускоренное внедрение этой методики в клиническую практику. Однако на сегодня псилоцибин и содержащие его грибы все еще входят в список запрещенных веществ в большинстве стран мира.

Эффективность лечения депрессии псилоцибином уже демонстрировали ранее в 2016 и 2020 году. Авторы одной из работ применили псилоцибин в лечении 59 пациентов с депрессией и сравнили его эффективность с селективным ингибитором обратного захвата серотонина — эсциталопрамом. За шесть недель эксперимента оба препарата показали положительные результаты с незначительной разницей в пользу псилоцибина. Однако все еще мало известно о том, как долго сохраняются положительные эффекты от психоделической терапии.

Теперь психиатры во главе с Натали Гукасян (Natalie Gukasyan) из Центра психоделических исследований и исследований сознания Университета Джонса Хопкинса решили оценить долгосрочные последствия лечения депрессии псилоцибином. Ученые в течение года наблюдали за 24 пациентами (в возрасте от 21 до 75 лет) с депрессией, прошедшими 8-недельную терапию, в ходе которой они получили две дозы псилоцибина и поддерживающую психотерапию.

Степень тяжести депрессии оценивали по шкале Hamilton Depression Rating Scale из 17 пунктов (GRID-HAMD-17), в которой баллы от 0 до 7 считаются в пределах нормы, а значение 20 и выше указывает на среднюю или тяжелую степень депрессии. Ученые увидели устойчивые антидепрессивные эффекты в течение всех 12 месяцев: у 78 процентов участников наблюдалось стойкое клинически значимое уменьшение симптомов, а у 58 процентов сохранилась ремиссия.

При этом нежелательных последствий, связанных с приемом психоделика, не было обнаружено в течение всего периода наблюдения. Также ни один из участников не сообщил о самостоятельном употреблении псилоцибина вне исследования.

Антидепрессивный эффект псилоцибина изучается и на животных моделях. Недавно ученые из Йельского университета с помощью двухфотонной оптической микроскопии показали, что однократная доза псилоцибина вызывала у мышей на дендритах нейронов медиальной префронтальной коры рост дендритных шипиков — мембранных выростов, которые могут образовывать синаптические соединения. Такое воздействие психоделика на клетки головного мозга может помочь обратить атрофию нейронов при депрессии и других аффективных расстройствах.

Виктория Барановская