Рентгеновский космический телескоп IXPE прислал первый снимок

Новая рентгеновская космическая обсерватория IXPE передала на Землю первые научные данные, благодаря которым астрономы построили карту интенсивности рентгеновского излучения от остатка сверхновой Кассиопея А. Ожидается, что вскоре ученые впервые создадут благодаря телескопу карту поляризации рентгеновского излучения от туманности, сообщается на сайте NASA.

IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) была запущена в космос в конце прошлого года и работает на околоземной орбите высотой 600 километров. Задачей обсерватории является измерения поляризации рентгеновского излучения от пульсаров, магнитаров, плерионов, двойных систем с черными дырами, активных ядер галактик, квазаров и остатков сверхновых. Таким образом, астрофизики хотят узнать больше о процессах, связанных с подобными объектами.

Первой целью наблюдений IXPE стала Кассиопея А — остаток от взрыва массивной звезды (примерно в 16 раз тяжелее Солнца), который находится на расстоянии в 11 тысяч световых лет от Земли. Свет от взрыва дошел до нас около 325 лет назад. Размер расширяющейся туманности на сегодняшний день оценивается в десять световых лет, в ее центре находится нейтронная звезда. Кстати, Кассиопея А была и первой целью для рентгеновского телескопа «Чандра».

IXPE вел наблюдения за туманностью в период с 11 по 18 января 2022 года. Ученые уже построили благодаря собранным данным карту интенсивности рентгеновского излучения от остатка, данные поляриметрических наблюдений еще предстоит проанализировать. Ожидается, что это позволит астрофизикам создать первую карту поляризации рентгеновского излучения остатка сверхновой и понять механизмы генерации излучения от него.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы впервые зарегистрировали поляризацию радиоизлучения гамма-всплеска.

«Хаббл» рассмотрел Младшее и Красное Пятно на Юпитере