NASA запустило космический телескоп IXPE для изучения поляризации рентгеновского излучения

Ракета-носитель Falcon 9 вывела в космос новую рентгеновскую обсерваторию IXPE, которая на протяжении двух лет будет заниматься измерением поляризации излучения от различных объектов в нашей галактике и за ее пределами. Это поможет разобраться в свойствах нейтронных звезд разных типов, остатков сверхновых и активных ядер галактик, сообщается на сайте Spacenews.com.

Разработка проекта IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer) велась в рамках программы NASA SMEX, его общая стоимость составила 214 миллионов долларов. Эта космическая обсерватория малого класса предназначена для измерения поляризации рентгеновского излучения от самых разных астрофизических объектов — пульсаров, магнитаров, плерионов, двойных систем с черными дырами, активных ядер галактик, квазаров и остатков сверхновых. Ожидается, что это поможет разобраться в природе и свойствах подобных объектов.

Общая масса обсерватории составляет 325 килограмм, она оснащена тремя телескопами, установленными на выдвижной ферме и работающими в диапазоне энергий квантов 2–8 килоэлектронвольт. Энергией аппарат обеспечивает солнечная батарея. IXPE будет работать на почти экваториальной круговой орбите, на высоте 555–620 километров.

Запуск IXPE состоялся 9 декабря 2021 года со стартовой площадки LC-39A в Космическом центре имени Кеннеди, в космос обсерваторию вывела ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX. В настоящее время аппарат уже достиг рабочей орбиты, раскрыл солнечную батарею и поддерживает связь с Землей. Ожидается, что период ввода в эксплуатацию займет месяц, а первичная научная программа рассчитана на два года с возможным продлением.

Ранее мы рассказывали о том, как поляризация реликтового излучения помогла измерить массу скопления галактик.

Генератор кислорода MOXIE завершил работу на Марсе