Массив телескопов ALMA позволил астрономам детально изучить в радиодиапазоне послесвечение гамма-всплеска — одного из наиболее ярких событий во Вселенной. Ученым удалось впервые измерить поляризацию сопровождающего радиоизлучения. Данные указывают, что это излучение порождено обратной ударной волной, в то время как высокоэнергетическая часть излучается основной, а временная эволюция поляризации позволяет исключить наличие крупномасштабных магнитных полей в источнике, пишут ученые в издании The Astrophysical Journal Letters.
Гамма-всплески — это наиболее яркие электромагнитные события в наблюдаемой Вселенной. В среднем они длятся около секунды, но встречаются от десятков миллисекунд до нескольких часов. Они состоят из начальной вспышки жестких гамма-квантов и последующего долгого послесвечения в других диапазонах от рентгена до радио. Они были впервые зарегистрированы в конце 60-х годов американскими спутниками, предназначенными для слежения за испытаниями ядерного оружия.
На данный момент природа гамма-всплесков до конца не ясна, хотя на этот счет существует ряд гипотез, которые обычно связывают их с различными видами сверхновых и слияниями нейтронных звезд. Все известные события такого рода произошли в далеких галактиках, что говорит об их исключительной мощности и редкости. Предполагается, что излучение гамма-всплесков исходит не симметрично, а в виде узких потоков. В таком случае близкое событие такого рода (например, в Млечном Пути), направленное в сторону Земли, могло бы значительно повлиять на условия на поверхности вплоть до превращения ее в безжизненную пустыню.
Согласно теоретическим представлениям, взаимодействие выбрасываемого из центра гамма-всплеска вещества с окружающей средой порождает две ударные волны: одна движется от источника, а вторая — обратная — в противоположном направлении. Разные волны чувствительны к разным параметрам события. В частности, порождаемое в основной волне излучение показывает общую энергетику, геометрию истечений и распределение плотности в окружающей среде, в то время как обратная зависит от состава частиц, изначального лоренц-фактора и намагниченности струи.
В связи с разной физикой процессов, излучение волн отличается: основная ударная волна ответственна за продолжительное послесвечение во всех диапазонах от рентгена до радио, а короткоживущая обратная приводит к появлению вспышки в оптике — она длится десятки секунд, после чего возникает свечение в радиодиапазоне, продолжающееся в течение пары дней.
Очередной гамма-всплеск GRB 190114C был зарегистрирован 14 января текущего года. Первым его заметил орбитальный телескоп Swift, который определил направление на источник. Это позволило другим телескопам навестись на него спустя короткое время. В частности, массив субмиллиметровых телескопов ALMA начал наблюдения через два часа после регистрации, а массив из 27 радиотелескопов VLA — еще через два часа.
Комбинация этих наблюдательных данных позволила группе астрономов из США и Германии определить линейную поляризацию радиоизлучения, которая должна быть на уровне 60 процентов, если поток вещества движется в крупномасштабном магнитном поле, и менее 10 процентов, если его направление хаотическим образом меняется на небольшом масштабе.
Оказалось, что измеренная поляризация со временем уменьшилась с 0,87 до 0,6 процента, что говорит об упорядоченности магнитного поля на масштабе не более 1 процента диаметра джета (соответствующий угловой масштаб — около 10-3 радиан). При этом позиционный угол поляризации плавно менялся с примерно 5 градусов до -44 градусов, что позволяет полностью исключить осесимметричную конфигурацию поля, в том числе тороидальную. Эти результаты показывают, что роль магнитного поля в гамма-всплесках относительно невелика, в то время как многие теоретические модели предполагали иное.
В прошлом году ученые собрали убедительные доказательства, что короткие гамма-всплески связаны со слияними нейтронных звезд. Также недавно астрономы увидели гамма-всплеск с энергией равной полной аннигиляции Солнца. Другому коллективу исследователей удалось связать Гамма-всплески с самыми намагниченными объектами Вселенной.
Его нашли в Сахаре в 2020 году
Планетологи определили, что изотоп 26Al был неоднородно пространственно распределен в ранней Солнечной системе и определять возраст метеоритов только 26Al—26Mg методом необходимо с осторожностью. Такой вывод был сделан в ходе анализа метеорита EC 002, найденного в Сахаре в 2020 году. Статья опубликована в журнале Nature Communications. Считается, что радиоактивный изотоп алюминия 26Al (период полураспада 0,705 миллиона лет), возникающий при взрыве сверхновых, играет важную роль в процессах планетообразования. Тепло, выделяемое при его распаде, обеспечивало нагрев недр планетезималей, протопланет и астероидов в ранней Солнечной системе, что необходимо для протекания процессов метаморфизма, кроме того, он мог способствовать образованию химических соединений. Цепочка распада 26Al—26Mg также может использоваться для радиоизотопного датирования вещества метеоритов или малых тел, его обнаруживали в хондрах, ахондритах и включениях, богатых кальцием и алюминием (CAI), которые считаются одними из первых объектов, образовавшихся в Солнечной системе. Однако для правильной интерпретации данных измерений в космохимических исследованиях необходимо понимать степень равномерности распределения 26Al и других короткоживущих радионуклидов в ранней Солнечной системе. Группа планетологов во главе с Евгением Крестьяниновым (Evgenii Krestianinov) из Австралийского национального университета опубликовала результаты исследования вещества метеорита Erg Chech 002 (или EC 002) и радиоизотопного датирования его возраста при помощи свинец-свинцового (207Pb—206Pb) метода и его сравнения с данными по содержанию элементов цепочки 26Al—26Mg. Ученых интересовала оценка распределения 26Al в ранней Солнечной системе. EC 002 относится к андезитовым ахондритам и был обнаружен в Сахаре в 2020 году, предыдущие исследования показали, что это самая древняя из известных магматических пород в Солнечной системе, представляющая собой фрагмент коры протопланеты. Измеренный свинец-свинцовым методом возраст фракций пироксена, цельных пород и плагиоклаза в составе метеорита составил 4565,56±0,12 миллионов лет, эта временная отметка может однозначно интерпретироваться как время кристаллизации расплава. Измеренное соотношение содержания 26Al/ 27Al в EC 002 больше, чем в ангритах Д’Орбиньи и Sahara 99555, в 3-4 раза, таким образом, 26Al был неоднородно распределен среди зон образования родительских астероидов ахондритов во внутренней части протосолнечной туманности или протосолнечного диска, куда попадал из межзвездной среды. Это, в свою очередь, требует пересмотра относительных возрастов образцов метеоритов, определенных только при помощи цепочки 26Al—26Mg. Ранее мы рассказывали о том, как геохимики впервые нашли в метеорите вещество сверхновой типа Ia.