Физические упражнения повысили уровень антител у привитых от гриппа и ковида

Американские исследователи в статье, опубликованной в Brain, Behavior, and Immunity, поставили под сомнение рекомендацию избегать физических нагрузок сразу же после вакцинации. Они сравнили уровни антител в крови людей, которые после прививки занимались спортом, и эти же показатели у тех, кто избегал физической нагрузки. Спустя четыре недели после прививки уровень антител в крови оказался значительно выше у тех, кто занимался спортом в день вакцинации.

В период после вакцинации у некоторых людей возникают гриппоподобные реакции с подъемом температуры и болями в мышцах, что сказывается на работоспособности. Но даже в случае если вакцина никак не повлияла на самочувствие, Роспотребнадзор все равно рекомендует бережнее относится к своему здоровью, в частности избегать интенсивных физических нагрузок.

Возможно это утверждение — излишняя предосторожность, и опровергнуть его взялись ученые из Университета Айовы во главе с Мариан Кохут (Marian L. Kohut). Они привили участников исследованиями тремя разными вакцинами: 20 человек — против серотипа гриппа H1N1, 28 человек — трехвалентным препаратом против трех серотипов гриппа, а еще 39 человек получили коронавирусную вакцину от Pfizer.

Затем эти три группы разделили пополам: одна половина в течение получаса после введения вакцины начала выполнять физические упражнения (велотренажер или бег) на протяжении 90 минут, а вторую попросили избегать физических нагрузок. У всех участников взяли кровь для определения уровня антител до начала эксперимента, через две недели и через четыре недели после вакцинации.

Ученые получили неожиданный результат: у людей, которые занимались спортом сразу после вакцинации, уровни антител оказались в среднем выше, чем у тех, кто избегал физических нагрузок (p < 0,001). Причем такая картина наблюдалась для всех трех вакцин, а количество побочных эффектов в группах было сравнимым, то есть физическая активность не сказалась на самочувствии участников исследования.

Исследователи считают, что эффект частично может быть опосредован активацией интерферона-альфа. В предыдущих исследованиях на мышах антитела против интерферона-альфа существенно уменьшали у животных продукцию антител IgG после вакцинации. Тем не менее точные механизмы его действия еще предстоит понять, а кроме того, ученые полагают, что это лишь частично объясняет результаты. Скорее всего, в деле замешаны несколько путей, так как физическая активность модулирует множество биохимических реакций, а также активность головного мозга.

Недавно мы рассказывали о работе британских медиков, в которой они заключили, что одновременная вакцинация от гриппа и ковида вполне безопасна. К такому выводу они пришли после наблюдения на 679 пациентами, которым вместе с препаратами от Pfizer и AstraZeneca ввели и вакцину от гриппа.

У десяти американцев описали амебную инфекцию после промывания носа