Канадские ученые провели крупное исследование математической тревожности, участниками которого стали более миллиона учеников из 65 стран мира. Исследователи показали, что существуют различия в том, как математическая тревожность может быть связана с математическими достижениями: отрицательно на успехи в математике у детей из всех исследуемых стран влияла индивидуальная тревожность, а средний уровень тревожности в классе, школе (контекст, в котором учится ребенок) на успехи детей в половине стран. При этом математическая тревожность и ее влияние на успеваемость также зависела и от переменных, связанных с более широкой средой. На индивидуальном уровне это работает через учителя: уверенность учителя в преподавании предмета снижает математическую тревожность и ее влияние на успеваемость. А на уровне контекста: влияние среднего уровня тревожности по классу/школе на успеваемость отдельных учеников уменьшалось в странах с более высоким уровнем избегания неопределенности. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
От редактора
Изначально текст новости не совсем верно передавал цель исследования, поэтому после ее публикации были внесены исправления, уточняющие недочеты. Основная суть исследования все-таки не в учителях. Целью исследования было показать, что тревога, и как личная особенность ребенка может сказываться на успеваемости по математике, и как средний показатель по классу, школе (контекст, в котором живут и учатся дети) также может сказываться на успеваемости детей (и в этом случае, независимо от их индивидуального уровня тревоги).
Математическая тревожность — это эмоциональное напряжение, беспокойство или даже страх, которые мешают человеку совершать обычные арифметические операции и другие действия с числами, а также решать математические задачи. Прочитать про это состояние подробнее вы можете в нашем материале «Кто боится математики?» Как правило, люди, испытывающие подобные переживания, имеют более низкую успеваемость по математике. Ученые предполагают, что беспокойство и навязчивые мысли, вызванные страхом перед математикой, конкурируют за важные для совершения математических операций когнитивные ресурсы, такие как рабочая память.
Математическая тревожность связана не только с индивидуальными особенностями обучающегося, например, генетической предрасположенностью, объемом рабочей памяти, предвзятостью внимания, характером аффективных или физиологических реакций, но и с межличностными факторами и факторами окружающей среды. Как усилить, так и ослабить ее могут межличностные отношения, а в частности, поддержка и ожидания родителей и их отношение к математике, а также ожидания учителя относительно успеваемости учеников и его собственная математическая тревожность. А среди факторов окружающей среды значение имеют атмосфера в классе и общий культурный фон. Но, несмотря на то, что исследователи подходили к этой теме с разных сторон, математическая тревожность в большей степени изучена как индивидуальная особенность, а значение образовательной среды и то, как изменяется математическая тревожность в разных странах, изучены недостаточно.
Дополнить эти данные взялись Натан Лау (Nathan Lau) из Университета Западного Онтарио и его коллеги. Для этого исследователи проанализировали данные об успеваемости и математической тревожности у 1175515 учащихся из 65 стран. Также авторы анализировали роль учителя, родителей, атмосферы в классе и школе и культурных особенностей страны, которые связаны с возникновением математической тревожности и ее влиянием на успеваемость в этой области обучения.
Оказалось, что факторы, которые являются уникальными для отдельных учащихся (индивидуальные особенности), независимо от страны или образовательной среды, в которой они находятся, являются наиболее связанными с возникновением у учеников математической тревожности. И самым сильным из этих факторов является восприятие учеником компетентности учителя: восприятие учащимися учителя как компетентного и справедливого положительно связано со снижением математической тревожности (р < 0,001). А вот участие родителей в домашних заданиях, наоборот, ассоциируется с ростом математической тревожности (р < 0,001).
Также ученые заметили, что практически во всех странах у учащихся повышение индивидуальной тревожности по математике было связано со снижением успеваемости по математике (р < 0,05). Но при этом только в половине стран средний уровень математической тревожности учащихся в одной и той же школе или классе (контекст, в котором учатся и живут дети) предсказывал математические достижения отдельных учащихся, независимо от индивидуального уровня математической тревожности.
Кроме того, математическая тревожность и ее влияние на успеваемость также зависела и от переменных, связанных с более широкой средой. На индивидуальном уровне уверенность учителя в преподавании математики была отрицательно связана с уровенем математической тревожности у каждого ученика (р < 0,001). И именно уверенность учителя в преподавании была связана с уменьшением влияния индивидуальной математической тревожности на математическую успеваемость (р < 0,001). А на уровне контекста: влияние среднего уровня тревожности по классу/школе на успеваемость отдельных учеников уменьшалось в странах с более высоким уровнем избегания неопределенности.
Авторы заключили, что существуют различия в том, как математическая тревожность может быть связана с математическими достижениями, и предположили, что особенности образования и культурный контекст являются также важными факторами в понимании влияния математической тревожности на успеваемость, как и индивидуальные особенности человека.
При этом на успеваемость по математике влияет не только математическая тревожность, но и другие факторы, например, высшее образование родителей связано с хорошими оценками по математике у детей. А согласно другому исследованию даже загрязнение воздуха может снизить способности к изучению математики.
Екатерина Рощина
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.