Ученые исследовали одну из особенностей погребального ритуала перуанских индейцев из долины Чинча — нанизывание человеческих позвонков на тростниковые стебли. Выяснилось, что распространение этой практики с наибольшей вероятностью происходило в середине XVI века, в эпоху гибели государства инков и становления колониального режима. В статье, опубликованной в журнале Antiquity, исследователи предположили, что ритуал возник как ответ на участившееся разорение могил и нарушение целостности останков, которая играла особую роль в местной религиозной традиции.
Долина Чинча расположена в регионе Ика на южном побережье современного Перу, примерно в 200 километрах к югу от Лимы. Приблизительно в 1000–1400 годах, в так называемом позднем промежуточном периоде доколумбовой истории Андского региона, эта местность была центром распространения самобытной культуры. Природные условия долины благоприятствовали развитию сельского хозяйства и рыболовства. Кроме того, процветание культуры Чинча (или Ика-Чинча) основывалось на широких торгово-обменных контактах, связывавших район озера Титикака, область Куско и тихоокеанское побережье.
Через долину Чинча перемещались золотые и серебряные изделия, важные в практике ритуального дарообмена раковины спондилов, бальсовые бревна для строительства плотов и другие ценные предметы. По-видимому, административный, экономический и религиозный центр культуры Чинча находился в Ла-Сентинеле, где найден комплекс глинобитных сооружений, включавший постройки пирамидальной формы.
Около 1476 года Чинча вошла в состав государства инков — Тауантинсуйу, — однако местная элита сохранила свое высокое положение и контроль над торговыми путями. Контакты Чинчи в этот период (он носит название позднего горизонта) с другими регионами стали даже шире, поскольку инки уничтожили государство Чиму на севере Перу, которое также было центром меновой торговли. Как и для других коренных американских культур, катастрофа Чинчи наступила с приходом испанских завоевателей, которые впервые появились в долине в 1534 году, а уже спустя восемь лет основали здесь католическую миссию. Начало колониального периода ознаменовалось резким сокращением численности населения в результате эпидемий и голода, грабежами и уничтожением культурного наследия. Испанский хронист Педро Сьеса де Леон упоминает о разграблении могил в Чинче: «В этой долине огромнейшее количество захоронений, устроенных в высоких и сухих местах долины. Многие из них вскрыли испанцы, и извлекли много золота».
Погребения культуры Чинча устраивались в каменных или глинобитных сооружениях — так называемых чульпах (chullpas), — либо в могилах ящичного типа. Недавние раскопки в долине выявили особенность, которой обладали большие коллективные захоронения в чульпах: позвонки в них нередко оказывались нанизаны на тростниковые стебли. Эти своеобразные позвоночные столбы, иногда завернутые в ткань, затем были вставлены в черепа через большое затылочное отверстие. Для объяснения подобной практики потребовалось дополнительное исследование.
Группа ученых из Великобритании, Колумбии и США во главе с Джейкобом Бонгерсом (Jacob L. Bongers) из Университета Восточной Англии проанализировала ряд таких находок, сделанных в средней и нижней части долины Чинча, и произвела их радиоуглеродное датирование. Всего было обследовано 664 захоронения в 88 чульпах и в непосредственной близости от них. Ученые насчитали 192 образца позвоночных столбов, собранных на стеблях тростника. 79 таких образцов, происходящих из 20 чульп (42 из них были найдены внутри сооружений, 37 — рядом с ними) исследовали на предмет возраста погребенных (больше или меньше 20 лет), типа позвонков и их анатомического порядка. Датирование с использованием ускорительной масс-спектрометрии производилось на 12 образцах: три из них представляли собой позвонки на стеблях, три — сами стебли и шесть — дополнительные отдельные стебли, найденные там же.
Длина стеблей, на которые было нанизано от 1 до 16 позвонков, колебалась в пределах 0,10–0,51 метра и в среднем составила 0,32 метра. 64 образца принадлежали взрослым, 14 — детям и подросткам, на одном образце оказались позвонки и взрослого, и ребенка. Позвонки происходили из разных отделов позвоночника; при сборке они в большинстве случаев не следовали в правильном анатомическом порядке. При этом ни на одном из них нет следов обработки с помощью какого-либо орудия. Ученые предположили, что сборка проводилась на поздних стадиях разложения, когда позвонки уже были разъединены. О том, что останки долгое время находились на открытом воздухе, говорит присутствие куколок насекомых в остатках мягких тканей.
Радиоуглеродные даты, полученные для трех образцов позвонков и девяти тростниковых стеблей, с доверительной вероятностью 95,4 процента укладываются в интервал между 1450 и 1640 годами. Средние значения дат, откалиброванных с помощью смешанной кривой, основанной на шкалах SHCal20 (для Южного полушария) и Marine20, находятся в узком диапазоне между 1545 и 1560 годами. Этот интервал близок ко времени начала испанской колонизации в долине Чинча. Исключение составил статистический выброс — середина XV века — для одного стебля тростника.
Байесовское моделирование, проведенное для трех образцов с позвонками с помощью программы OxCal, показало, что люди, которым принадлежат останки, вероятнее всего, скончались в 1520–1550 годах (это согласуется с данными об эпидемиях и голоде), а стебли тростника были заготовлены позднее — в 1550–1590 годах.
Бонгерс с коллегами полагают, что распространение сборки позвоночника с помощью тростниковых стеблей прямо связано с участившимся разграблением могил. Оно неизбежно сопровождалось нарушением целостности останков, и жители долины Чинча стремились восстановить ее таким способом. По-видимому, сохранение целостности было важным условием соблюдения религиозной традиции. Известно, что в ритуалах «капакоча» инки практиковали бескровные детские жертвоприношения (утопление, удушение или погребение заживо), так как солнцу нельзя предлагать что-либо несовершенное. Нанизывание позвонков и обертывание тканью могло производиться с целью восстановления разрушенных тел, и внешний вид при этом был важнее соблюдения анатомической точности.
Авторы исследования указывают на сходство этого обычая с процедурой, которая практиковалась в гораздо более древней культуре Чинчорро, распространенной в Перу и Чили в VII–II тысячелетиях до нашей эры. Ее представители добивались жесткости мумий, продевая через позвонки деревянные прутья. Однако неясно, имело в данном случае место возрождение традиции или же индейцы долины Чинча пришли к идее сборки позвонков самостоятельно, стремясь исправить повреждения, нанесенные останкам грабителями могил.
Ранее N + 1 рассказывал о том, что для жертвоприношений инки выбирали хорошо развитых детей, мастерски проводили трепанацию, а для ритуальных пиршеств жарили батат и мясо молодых животных семейства верблюдовых.
Возраст этих артефактов составляет не меньше 2600 лет
Ученые проанализировали металлические артефакты, найденные на юге Польши во время раскопок могильников раннего железного века лужицкой археологической культуры. Исследователи обнаружили, что три ручных и один ножной браслеты, а также, вероятно, булавка содержали в своем составе как рудное, так и метеоритное железо. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, изученные предметы относятся примерно к 750–600 годам до нашей эры.