Индейцы Чинча нанизали позвонки из разграбленных испанцами могил на стебли тростника

Jacob L. Bongers et al. / Antiquity, 2021

Ученые исследовали одну из особенностей погребального ритуала перуанских индейцев из долины Чинча — нанизывание человеческих позвонков на тростниковые стебли. Выяснилось, что распространение этой практики с наибольшей вероятностью происходило в середине XVI века, в эпоху гибели государства инков и становления колониального режима. В статье, опубликованной в журнале Antiquity, исследователи предположили, что ритуал возник как ответ на участившееся разорение могил и нарушение целостности останков, которая играла особую роль в местной религиозной традиции.

Долина Чинча расположена в регионе Ика на южном побережье современного Перу, примерно в 200 километрах к югу от Лимы. Приблизительно в 1000–1400 годах, в так называемом позднем промежуточном периоде доколумбовой истории Андского региона, эта местность была центром распространения самобытной культуры. Природные условия долины благоприятствовали развитию сельского хозяйства и рыболовства. Кроме того, процветание культуры Чинча (или Ика-Чинча) основывалось на широких торгово-обменных контактах, связывавших район озера Титикака, область Куско и тихоокеанское побережье.

Через долину Чинча перемещались золотые и серебряные изделия, важные в практике ритуального дарообмена раковины спондилов, бальсовые бревна для строительства плотов и другие ценные предметы. По-видимому, административный, экономический и религиозный центр культуры Чинча находился в Ла-Сентинеле, где найден комплекс глинобитных сооружений, включавший постройки пирамидальной формы.

Около 1476 года Чинча вошла в состав государства инков — Тауантинсуйу, — однако местная элита сохранила свое высокое положение и контроль над торговыми путями. Контакты Чинчи в этот период (он носит название позднего горизонта) с другими регионами стали даже шире, поскольку инки уничтожили государство Чиму на севере Перу, которое также было центром меновой торговли. Как и для других коренных американских культур, катастрофа Чинчи наступила с приходом испанских завоевателей, которые впервые появились в долине в 1534 году, а уже спустя восемь лет основали здесь католическую миссию. Начало колониального периода ознаменовалось резким сокращением численности населения в результате эпидемий и голода, грабежами и уничтожением культурного наследия. Испанский хронист Педро Сьеса де Леон упоминает о разграблении могил в Чинче: «В этой долине огромнейшее количество захоронений, устроенных в высоких и сухих местах долины. Многие из них вскрыли испанцы, и извлекли много золота».

Погребения культуры Чинча устраивались в каменных или глинобитных сооружениях — так называемых чульпах (chullpas), — либо в могилах ящичного типа. Недавние раскопки в долине выявили особенность, которой обладали большие коллективные захоронения в чульпах: позвонки в них нередко оказывались нанизаны на тростниковые стебли. Эти своеобразные позвоночные столбы, иногда завернутые в ткань, затем были вставлены в черепа через большое затылочное отверстие. Для объяснения подобной практики потребовалось дополнительное исследование.

Группа ученых из Великобритании, Колумбии и США во главе с Джейкобом Бонгерсом (Jacob L. Bongers) из Университета Восточной Англии проанализировала ряд таких находок, сделанных в средней и нижней части долины Чинча, и произвела их радиоуглеродное датирование. Всего было обследовано 664 захоронения в 88 чульпах и в непосредственной близости от них. Ученые насчитали 192 образца позвоночных столбов, собранных на стеблях тростника. 79 таких образцов, происходящих из 20 чульп (42 из них были найдены внутри сооружений, 37 — рядом с ними) исследовали на предмет возраста погребенных (больше или меньше 20 лет), типа позвонков и их анатомического порядка. Датирование с использованием ускорительной масс-спектрометрии производилось на 12 образцах: три из них представляли собой позвонки на стеблях, три — сами стебли и шесть — дополнительные отдельные стебли, найденные там же.

Длина стеблей, на которые было нанизано от 1 до 16 позвонков, колебалась в пределах 0,10–0,51 метра и в среднем составила 0,32 метра. 64 образца принадлежали взрослым, 14 — детям и подросткам, на одном образце оказались позвонки и взрослого, и ребенка. Позвонки происходили из разных отделов позвоночника; при сборке они в большинстве случаев не следовали в правильном анатомическом порядке. При этом ни на одном из них нет следов обработки с помощью какого-либо орудия. Ученые предположили, что сборка проводилась на поздних стадиях разложения, когда позвонки уже были разъединены. О том, что останки долгое время находились на открытом воздухе, говорит присутствие куколок насекомых в остатках мягких тканей.

Радиоуглеродные даты, полученные для трех образцов позвонков и девяти тростниковых стеблей, с доверительной вероятностью 95,4 процента укладываются в интервал между 1450 и 1640 годами. Средние значения дат, откалиброванных с помощью смешанной кривой, основанной на шкалах SHCal20 (для Южного полушария) и Marine20, находятся в узком диапазоне между 1545 и 1560 годами. Этот интервал близок ко времени начала испанской колонизации в долине Чинча. Исключение составил статистический выброс — середина XV века — для одного стебля тростника.

Байесовское моделирование, проведенное для трех образцов с позвонками с помощью программы OxCal, показало, что люди, которым принадлежат останки, вероятнее всего, скончались в 1520–1550 годах (это согласуется с данными об эпидемиях и голоде), а стебли тростника были заготовлены позднее — в 1550–1590 годах.

Бонгерс с коллегами полагают, что распространение сборки позвоночника с помощью тростниковых стеблей прямо связано с участившимся разграблением могил. Оно неизбежно сопровождалось нарушением целостности останков, и жители долины Чинча стремились восстановить ее таким способом. По-видимому, сохранение целостности было важным условием соблюдения религиозной традиции. Известно, что в ритуалах «капакоча» инки практиковали бескровные детские жертвоприношения (утопление, удушение или погребение заживо), так как солнцу нельзя предлагать что-либо несовершенное. Нанизывание позвонков и обертывание тканью могло производиться с целью восстановления разрушенных тел, и внешний вид при этом был важнее соблюдения анатомической точности.

Авторы исследования указывают на сходство этого обычая с процедурой, которая практиковалась в гораздо более древней культуре Чинчорро, распространенной в Перу и Чили в VII–II тысячелетиях до нашей эры. Ее представители добивались жесткости мумий, продевая через позвонки деревянные прутья. Однако неясно, имело в данном случае место возрождение традиции или же индейцы долины Чинча пришли к идее сборки позвонков самостоятельно, стремясь исправить повреждения, нанесенные останкам грабителями могил.

Ранее N + 1 рассказывал о том, что для жертвоприношений инки выбирали хорошо развитых детей, мастерски проводили трепанацию, а для ритуальных пиршеств жарили батат и мясо молодых животных семейства верблюдовых.

Винера Андреева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.