Женщина из Штирии оказалась старше Этци примерно на 300 лет

Австрийские ученые повторно исследовали останки индивида, обнаруженные еще в 1909 году в окрестностях Граца, и выяснили, что они принадлежали пожилой женщине, умершей в возрасте более 50 лет около 3630–3380 годов до нашей эры. Это древнейшие человеческие останки, обнаруженные в Штирии, которые старше найденного неподалеку Этци примерно на 300 лет. Исследование ее костей показало, что за свою жизнь она нередко голодала, а после смерти ей, похоже, отрезали голову. Об этом сообщается в пресс-релизе Музея земли Штирия.

В эпоху позднего неолита и энеолита, то есть около 4900–3400 годов до нашей эры в Центральной Европе, на территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, Австрии, Словении и Польши, сформировалась археологическая культура Лендьел, которая названа так по одноименному могильнику, раскопанному еще в конце XIX века. Это время выделяется в первую очередь благодаря освоению обработки меди, которая у носителей культуры Лендьел в основном представлена находками украшений. Эти люди, занимавшиеся преимущественно земледелием, предпочитали селиться в больших укрепленных поселениях, с которыми связаны и их могильники. Погребения совершались в основном по обряду ингумации, в скорченном положении на боку, причем мужчин нередко хоронили без черепов.

В этот же период в Центральной Европе развивались и другие примечательные культуры. Так, к северу от Альп, на территории Австрии, существовала культура Мондзее (около 3600–3300 годов до нашей эры), которая известна благодаря свайным поселениям, внесенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди других культур эпохи энеолита, существовавших в Альпийском регионе, выделяется Ремеделло, которая получила распространение в Паданской низменности в III тысячелетии до нашей эры. По одной из гипотез, носителем именно этой традиции мог быть Этци — ледяная мумия, обнаруженная в 1991 году, подробно о которой можно узнать в нашем материале «Из пропасти во льду».

Палеоантрополог Зильфиа Ренхарт (Silvia Renhart) и археолог Даниэль Модль (Daniel Modl) из Музея земли Штирия исследовали древний скелет, который хранился в коллекции их учреждения. Он был случайно обнаружен еще в 1909 году в пещере Йозефиненхеле, расположенной в окрестностях города Грац.

Эти останки принадлежали взрослой женщине, которая жила еще в эпоху позднего неолита или энеолита. Радиоуглеродный анализ показал, что она умерла около 3630–3380 годов до нашей эры, то есть примерно на 300 лет раньше Этци. Это делает ее скелет древнейшими останками человека, обнаруженными на территории Штирии.

Ученые отметили, что это была достаточно крепкая женщина маленького роста, которая умерла в преклонном возрасте — около 52,8 года. Исследование костей показало, что у женщины была хорошо развита мускулатура, видимо, в результате переноски тяжелых грузов на дальние расстояния. Останки также демонстрируют свидетельства многократных периодов недоедания, что привело к высокой восприимчивости к заболеваниям. Видимо, ее низкий рост — порядка 147,1 сантиметра — также был следствием дефицита питательных веществ.

Исследователи обнаружили на ее черепе признаки манипуляций. Так, у женщины оказалось расширено затылочное отверстие с помощью разрезов, а также удалены мыщелки. Кроме того, следы вмешательства видны на ее первом и втором шейных позвонках. Ученые полагают, что вскоре после смерти ей отделили череп от шейных позвонков кремневым ножом. О причинах такого поведения, по мнению исследователей, судить сложно. Возможно, это часть погребального обряда, желание извлечь мозг или получить трофей.

Компьютерная томография черепа позволила ученым реконструировать внешний вид этой женщины. Они также предприняли попытку прочитать геном этого индивида, для чего обратились за помощью к Йоханнесу Краузе (Johannes Krause) из Института истории человечества Общества Макса Планка, однако ДНК в останках сохранилась крайне плохо.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях австрийских древностей. Так, биологи исследовали палеофекалии из соляных шахт Халльштатта и обнаружили, что древний добытчик соли отведал пива и сыра с плесенью. Кроме того, археологи нашли в долине Монтафон следы рудокопов кельтского и римского периодов.

Первые люди пришли в Закарпатье около 1,42 миллиона лет назад