В Австрии обнаружили следы рудокопов кельтского и римского периодов

Немецкие археологи обнаружили в австрийской долине Монтафон свидетельства добычи руды, относящиеся к позднему кельтскому и римскому периодам. Между III–II веками до нашей эры и V веком нашей эры древние рудокопы, по всей видимости, добывали здесь железо, медь и серебро. Исследователи нашли засыпанные шахты, а также фрагменты римской керамики. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Франкфуртского университета.

На западе Австрии расположена 39-километровая долина Монтафон, первые поселения в которой возникли не менее пяти тысяч лет назад. В этом регионе находится большое количество мест (например, «Серебряная долина»), указывающих, что на протяжении веков или даже тысячелетий здесь добывались полезные ископаемые. Однако доказательств того, что поселения эпохи бронзы, кельтского и римского железного века были связаны с добычей металлов не было. Ученые предполагали, что они могли быть полностью уничтожены во время масштабных разработок, начавшихся в Средневековье.

Самые ранние письменные упоминания о такой работе в этом регионе относятся к середине IX века нашей эры. Но археологи не находили следов горного дела древнее XI века, а на многих крупных месторождениях — древнее XV века. Примечательно, что все рудники располагались на высоте не более 2400 метров над уровнем моря. Рудокопы добывали здесь в основном серебро, а также железо и медь. В XVI–XVII веках значение альпийских руд резко упало из-за ввоза металла из Нового Света. Так, к началу Тридцатилетней войны (1618–1648 годы) разработка месторождений в Монтафоне фактически прекратилась.

Археологи из Франкфуртского университета под руководством профессора Рюдигера Краузе (Rüdiger Krause) исследовали болота и рудные месторождения, располагающиеся в австрийской долине Монтафон. Ученые выяснили, что металлы в этом регионе начали добывать еще во время позднего кельтского периода. Исследования пыльцы, тяжелых металлов, а также радиоуглеродный анализ древесины и древесного угля показали, что рудокопы начали работать здесь около III–II веков до нашей эры.

За четыре недели работы в Восточных Альпах археологи нашли следы древней добычи — отвалы безрудной породы и круглые шахты, прорубленные в скале. Так, на глубине трех метров они обнаружили две засыпанные шахты, находившиеся в месте оруденения. На это указала так называемая железная шляпа — остаточное образование, возникающее в поверхностных частях рудных месторождений и состоящее в основном из окислов и гидроокислов железа. В будущем ученые планируют выяснить, насколько глубоко уходили под землю эти шахты.

Краузе сообщил, что полученные датировки подкреплены и найденными артефактами — десятью небольшими фрагментами типичных римских керамических сосудов. По мнению исследователей, добыча руды здесь продолжалась вплоть до V века нашей эры. Но до сих пор не понятно, были ли шахтеры на самом деле римлянами. Археологи допускают, что добычей полезных ископаемых занималось местное население позднего железного века, использовавшее римскую посуду.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях австрийских древностей. Так, археологи обнаружили в пригороде Вены золотую чашу с солярной символикой, возрастом около 3000–3300 лет, а биологи выяснили, что древний добытчик соли отведал пива и сыра с плесенью.

Зуб и фрагменты костей из испанской пещеры Эль-Кастильо приписали неандертальцам