Накопление пластика в Средиземноморье связали с его размером и миграцией из других районов

Группа греческих и итальянских ученых смоделировала накопление микропластика и более крупного пластикового мусора в морских охраняемых районах Средиземноморья. Они обнаружили, что больше всего от загрязнения пострадали прибрежные зоны. А более половины макропластика во многих загрязненных морских районах Средиземного моря попало туда из других стран. В исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Marine Science, ученые подчеркивают необходимость международного сотрудничества в борьбе с пластиковым загрязнением на этапе распространения мусора.

Загрязнение микро- и макропластиком — ежедневно растущая угроза не только для морского биоразнообразия и прибрежных экосистем, но и для благополучия человека. Известно, что макропластик (куски мусора больше пяти миллиметров) плохо влияет для ученых особый интерес, поскольку этот полузакрытый бассейн с ограниченным оттоком воды один из самых загрязненных регионов мира. Однако масштабного анализа оценки загрязнения макропластиком и микропластиком всего бассейна Средиземного моря ранее не проводилось.

Поэтому группа исследователей во главе с доктором Яннисом Хацониколакисом (Yannis Hatzonikolakis) из Греческого центра морских исследований решила провести детальный анализ загрязнения разными видами пластика Средиземного моря. Чтобы определить зоны накопления пластика в средиземноморских заповедных зонах, исследователи провели трехлетнее моделирование распределения частиц пластика в Средиземном море с использованием модели дрейфа частиц. В модели учитывались наиболее важные процессы рассеивания пластика, такие как течение и ветер. В качестве источников пластиковых частиц ученые рассматривали реки, города и сброс сточных вод в море.

Оказалось, что больше всего микропластика и макропластика находится в прибрежных зонах. Средняя концентрация микропластика в прибрежных водах составила более полутора миллионов частиц на квадратный километр, а в морских водах — полмиллиона. Средняя концентрация крупного мусора в прибрежных водах составила более пяти килограмм на квадратный километр, а в морских — более полутора.

Ученые также отмечают, что размер плавающих частиц является важным фактором в распространении мусора ─ более крупные частицы могут перемещаться на большие расстояния, и, следовательно, с ними сложнее справляться. Наиболее загрязненные микропластиком территории расположены вдоль итальянского и французского побережий. А наиболее загрязненные макропластиком районы разбросаны по нескольким регионам, включая восточное побережье Италии и Мессинский пролив.

Для сокращения пластиковых отходов в первую очередь нужно работать не только с последствиями загрязнения, но и с источниками, например, усилить очистку сточных вод. Исследователи отмечают, что одних местных усилий по сокращению пластикового загрязнения на охраняемых территориях средиземноморских стран будет недостаточно. В исследовании подчеркивается важность международного сотрудничества для борьбы с пластиковым загрязнением в морских районах Средиземноморья, поскольку более половины крупного мусора прибрежной зоны одной страны попало туда из других стран.

Для того чтобы собирать уже имеющийся мусор в океане, Нидерландский некоммерческий проект The Ocean Cleanup разработал и успешно протестировал новую систему сбора пластика в океане. Для удаления мусора в проекте использовали U-образное боновое заграждение с сеткой. А недавно, химики оценили эффективность переработки океанского пластикового мусора в топливо для кораблей-мусорщиков.

Алиса Родина