Нидерландский некоммерческий проект The Ocean Cleanup успешно протестировал новую систему сбора пластика в океане. В 2018 году проект испытал первую версию и потерпел неудачу: сначала система оказалась неэффективной, а вскоре сломалась.
В океаны ежегодно попадают миллионы тонн пластикового мусора, который затем попадает в организм животных, нередко воспринимающих его как еду. В зависимости от типа и плотности пластика он может оставаться на поверхности или опускаться на дно, вплоть до Марианской впадины, где в 2018 году нашли пакет. Та часть пластика, которая остается на поверхности, из-за течений формирует устойчивые области с высокой концентрацией. Самое большая такая область расположена в северной части Тихого океана и называется большим тихоокеанским мусорным пятном. В 2018 году ученые в результате моделирования повысили оценку его размера до 1,6 миллиона квадратных километров.
Борьба с пластиковым загрязнением идет по нескольким направлениям, в основном путем сокращения использования пластика и наращивания темпов его переработки. Но даже в случае, если эти меры дадут результат, в океанах уже накоплены огромные объемы мусора, поэтому в последние годы появляются проекты, посвященные вылову мусора из воды. Самый крупный из них — The Ocean Cleanup — предлагает отправлять в места с высокой концентрацией пластика большие подвижные боновые заграждения, удерживающие попадающий в них мусор. В 2018 году команда проекта начала тестировать первую итерацию такой системы. Она была выполнена в виде U-образного 600-метровго заграждения, которое самостоятельно ориентировалось по ветру и под его воздействием двигалось вперед. Глубина заграждения составляет три метра.
Испытания показали, что эта конструкция работает неэффективно. Изначально инженеры хотели доработать ее прямо в море, но довольно скоро от нее отвалилась одна из секций, поэтому тесты свернули и систему вернули на берег. В итоге они разработали вторую версию с несколькими существенными отличиями. Во-первых, она приводится в движение не ветром и течением, а двумя судами, которые тащат за собой два конца U-образного бона. Во-вторых, если раньше выловленный мусор нужно было собирать внутри U-образной области отдельными катерами, то теперь по центру в конце системы есть сеть, которую после заполнения поднимают на судно, чтобы высыпать весь «улов». Также инженеры увеличили размер бона с 600 до 800 метров (ширина «ворот» составляет 520 метров), причем поскольку теперь конструкция в основном получает растягивающую деформацию, а не сгибающую, ее потенциально можно увеличить еще в несколько раз в будущих итерациях.
В конце июля команда проекта отправилась с новой системой к большому тихоокеанскому пятну. За последние несколько недель они несколько раз частично заполняли сеть. Например, в начале сентября проект рассказал, что за 120 часов работы собрал 8,2 тонны мусора. А 9 октября проект закончил тестирование, когда впервые полностью заполнил приемник пластика и сгрузил собранный мусор на судно. Специалисты объявили, что считают тестирование успешным.
The Ocean Cleanup заявляет, что новая конструкция позволит тратить менее 25 евро на сбор одного килограмма пластика. Расчеты показывают, что одна система из бонового заграждения и двух судов сможет собирать около 350 тонн в год. Для сравнения, по оценке 2018 года масса всего большого тихоокеанского пластикового пятна составляет 80 тысяч тонн.
В прошлом году ученые провели большое исследование, в котором оценили эффективность как подхода The Ocean Cleanup, так и альтернативных методов очистки океана от мусора. Они пришли к выводу, что 200 судов старой конструкции к 2150 году смогут извлечь не более пяти процентов пластика. Но если дополнить их системами сбора мусора в устьях рек, они смогут собрать 54 процента пластика на поверхности морей и океанов. Сейчас у The Ocean Cleanup есть уже несколько точек сбора мусора в реках.
Григорий Копиев
Они могут дотянуться до глубоко залегающих резервов влаги
Во время экстремальной засухи лета 2018 года девственные леса Швеции оказались гораздо устойчивее вторичных лесов. Значение вегетационного индекса EVI2 для них меньше отличалось от усредненного за предыдущие 10 лет, чем у лесов, ранее подвергавшихся вырубкам. Это может быть связано с развитой корневой системой старых деревьев, которая способны добираться до глубоко залегающих резервов влаги, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters. 60 процентов территории Швеции покрыто таежными лесами, большие площади которых вырубаются ради экспорта древесины. В результате разновозрастные леса, обладающие высоким биоразнообразием, замещаются одновозрастными насаждениями Pinus sylvestris (сосны обыкновенной) и Picea abies (ели европейской). И по распространению бореальных лесов, и по характеру землепользования Швеция очень похожа на Россию. На фоне глобального потепления все более частыми становятся засухи в высоких широтах, несущие угрозу таежным лесам. У ученых нет единого мнения об устойчивости девственных бореальных лесов к засухам. С одной стороны, в них растут старые и высокие деревья, и считается, что они более уязвимы к засушливым условиям. С другой стороны, в таких лесах не нарушен мохово-лишайниковый покров и присутствует валежник, а эти элементы лесных экосистем потенциально могут удерживать влагу. Ученые из Европейского космического агентства под руководством Джулики Вульф (Julika Wolf) исследовали состояние 348 первичных (девственных) лесов на территории Швеции во время экстремальной засухи лета 2018 года. Их отклик на засушливые условия с учетом топографии сравнивался с откликом окружающего их растительного покрова, сформированного вторичными лесами — теми, которые подвергались сплошным рубкам. Для этого авторы использовали спутниковые снимки Landsat, по которым рассчитывали вегетационный индекс EVI2. Оказалось, что в равных топографических условиях (положение на склоне или в низине, в прибрежной зоне или вдали от нее) первичные леса оказались гораздо более устойчивыми к засухам, чем вторичные. Значения EVI2 и различных статистических параметров в засушливых июле-сентябре 2018 года для них были близки к усредненным за предыдущие 10 лет нормальных условий. Ученые предположили, что важную роли в засухоустойчивости первичных лесов играют мощные корневые системы старых деревьев: они достигают резервов влаги, сосредоточенных в глубоких горизонтах. Ранее ученые выяснили, что в ближайшие десятилетия в Европе на фоне засух сосна Pinus sylvestris будет замещаться двумя видами дуба — Quercus pubescens и Quercus ilex. При этом высадка леса на 20 процентах неорошаемых земель Европы может помочь частично преодолеть последствия изменения климата и увеличить количество осадков в регионе на 7,6 процента.