Добровольцы помогли астрономам открыть новый долгопериодический экзогигант

Добровольцы из проекта Planet Hunters TESS помогли астрономам открыть новый экзогигант у солнцеподобной звезды. TOI-2180b оказался представителем редкой категории долгопериодических транзитных экзопланет и содержит много тяжелых элементов. Статья опубликована в The Astronomical Journal.

На сегодняшний день астрономам известно много экзопланет типа газовых гигантов, которые демонстрируют широкое разнообразие физических свойств, орбит и составов. Однако пока что выборка таких объектов ограничена особенностями методов их исследования, что не позволяет в полной мере изучать их происхождение и эволюцию. В частности, чувствительность транзитного метода уменьшается для более далеких планет. Из-за этого подавляющее большинство известных экзопланет, находящихся на расстояниях более 1 астрономической единицы от своей звезды, были открыты при помощи доплеровской спектроскопии, которая позволяет оценить массу, но не радиус, и как следствие, объемную плотность планеты. Космические телескопы «Кеплер» и TESS, использующие транзитный метод, иногда находят кандидатов в экзогиганты с орбитальными периодами 100–1000 дней, однако подобные случаи требуют тщательного анализа

Группа астрономов во главе с Полом Далбу (Paul A. Dalba) из Калифорнийского университета сообщила об открытии нового экзогиганта TOI-2180b, который находится в системе солнцеподобной звезды на расстоянии 379 световых лет от Солнца. Примечательно, что первоначально событие транзита экзопланеты по диску своей звезды было найдено в архиве данных телескопа TESS добровольцами во главе с Томом Джейкобсом (Tom Jacobs) в рамках проекта

. Затем были проведены спектроскопические наблюдения за звездой при помощи телескопа APF (Automated Planet Finder) и обсерватории Кека, а также фотометрические наблюдения при помощи других наземных телескопов.

Орбитальный период TOI-2180b оценивается в 260,8 дней, а эксцентриситет орбиты — в 0,368 (для сравнения у Земли он составляет 0,0167). Она обладает массой 2,8 массы Юпитера, имея при этом схожий с ним радиус. Предполагается. что экзопланета содержит более 100 масс Земли в виде тяжелых элементов в своих недрах и обогащена ими, по сравнению с родительской звездой, в 4,7 раза. Предполагается, что это могло произойти из-за поздней аккреции ледяных планетезималей на ядро экзогиганта.

TOI-2180b оказалась плохим кандидатом для будущих спектроскопических исследований ее атмосферы из-за высокой поверхностной гравитации и радиуса родительской звезды. Тем не менее этот объект является хорошей целью для проверки теорий о том, как формируются экзогиганты, а также для поисков у него экзолун.

Любой желающий может принять участие и в других астрономических проектах: поискать активные астероиды, определить степень закрутки рукавов спиральных галактик или помочь роверу «Кьюриосити» отличать песок от острых камней.

Телескоп TESS отыскал двух долгопериодических экзогигантов у оранжевого карлика