Активирующий спящий ВИЧ препарат в сочетании с лимфоцитами избавил четырех мышей от вируса

Американские медики протестировали на мышах новый метод лечения ВИЧ-инфекции. Ученые применили комбинацию препарата, активирующего спящий вирус в клетках, и цитотоксических лимфоцитов — естественных киллеров. Лечение позволило избавить от вируса 40 процентов мышей, а в будущем ученые планируют улучшить технику, чтобы довести этот результат до 100 процентов. Исследование опубликовано в Nature Communications.

Антиретровирусные препараты подавляют размножение ВИЧ (вируса иммунодефицита человека) в организме, но вирус остается в спящем состоянии в клетках, и с помощью современной терапии полностью от него избавиться не удается. Медики пытаются придумать способ вырезать вирус из генома. Так недавно стартовали первые клинические испытания, в которых для этого применяют метод «молекулярных ножниц» — технологию CRISPR/Cas. В доклинических испытаниях на обезьянах лечение позволило уменьшить количество вирусной ДНК в клетках лимфатических узлов на 38-95 процентов для разных животных.

Другая команда исследователей испытывает еще один способ избавления клеток от ВИЧ. Ученые тестируют вещество SUW133 — модулятор протеинкиназы. В работе, опубликованной в 2017 году, исследователи показали, что SUW133 способен активировать спящий в клетках ВИЧ, так что такие клетки затем узнает и уничтожает иммунная система.

В новой работе ученые во главе с Джэромом Заком (Jerome A. Zack) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе решили усовершенствовать изобретенный метод лечения. Они добавили к SUW133 естественных киллеров — лимфоцитов, которые уничтожают внутриклеточные бактерии и вирусы. Такое лечение протестировали на мышах, зараженных вирусом. В течение пяти дней животным в дополнение к экспериментальной терапии давали также антиретровирусные препараты, а потом прекратили их использование, чтобы оценить, удалось ли избавить животных от ВИЧ.

После отмены антиретровирусных препаратов у 40 процентов мышей (4 из 10 животных) вируса в крови не обнаружили, что говорит об уничтожении неактивных очагов ВИЧ в клетках. В то же время у мышей из контрольной группы и у тех мышей, которые лечились только SUW133 или естественными киллерами, после отмены антиретровирусных препаратов ВИЧ стал снова определяться в крови.

В своем исследовании ученые доказали, что метод работает на практике, но теперь им предстоит подкорректировать его таким образом, чтобы вирус элиминировался у 100 процентов мышей. Кроме этого, еще предстоят дополнительные исследования на обезьянах перед тем, как перейти к клиническим исследованиям у человека.

В мире есть люди, организм которых справился с вирусом иммунодефицита самостоятельно. Пока таких людей всего двое, и ученые сейчас пристально изучают их иммунную систему. Медики надеются понять, что позволило этим пациентам избавиться от ВИЧ, а затем разработать новое лекарство, которое поможет другим больным.

Медицинский каннабис улучшил качество жизни у австралийцев с хронической болью и тревожностью