Археолог Сергей Иванов исследовал редкую бронзовую бабочковидную бляху, изготовленную в скифо-сибирском зверином стиле, которую случайно обнаружили на Тянь-Шане. Небольшой предмет с изображениями двух голов снежных барсов оказался частью боевого пояса V–IV веков до нашей эры. По всей видимости, бляху потеряли в горном ущелье еще в древности. Об этом сообщается в журнале Нижневолжский археологический вестник.
В раннем железном веке, то есть около VIII/VII—III веков до нашей эры, на территориях Средней Азии и Казахстана сложился сако-массагетский круг археологических культур, которые в более широком смысле относятся к скифо-сибирской культурно-исторической общности. Скотоводческие племена этих культур занимали обширную территорию от Северного Причерноморья до Южной Сибири. Их объединяла так называемая «скифская триада», включавшая схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства.
В полукочевых и кочевых племенах этих культур получили распространение наборные боевые пояса, важным элементом которых были бляхи, выполненные в зверином стиле. Древнейшие подобные находки относятся к VII веку до нашей эры, хотя, похоже, широкое распространение они получили в V–III веках до нашей эры. В последующем этот элемент костюма сохранился и у более поздних кочевников – гуннов и тюрков, однако звериный стиль сменился геометрическими формами. Одной из самых известных подобных находок выступает бронзовая бляха, обнаруженная в царском кургане Аржан, расположенном в Туве. Она представляет собой массивный литой предмет с тремя ушками на обороте, который изготовили в виде свернувшейся скифской пантеры.
Сергей Иванов (Sergey Ivanov) из Кыргызского национального университета исследовал бронзовую поясную бляху, изготовленную в скифо-сибирском зверином стиле — крайне редкий предмет для носителей сакской культуры, проживавших в Притяньшанье. Ее случайно обнаружили в ущелье Кызыл-Суу на высоте примерно 2300 метров над уровнем море. По всей видимости, бляху потеряли еще в древности, а сейчас она находится в частной коллекции.
Ученый отметил, что литая бляха хорошо сохранилась и относится к типу бабочковидных. По ее краям зеркально и достаточно реалистично изображены две головы снежных барсов с немного открытой пастью и округлыми ушами с рельефными завитками. Длина артефакта составляет 3,9 сантиметра, ширина — 1,9 сантиметра. На его оборотной стороне находятся две петельки размером 0,8×0,6 сантиметра, благодаря которым, наряду со сквозными отверстиями, бляха крепилась к боевому поясу.
Единственная схожая находка в этом регионе была сделана в элитном погребении кургана Иссык, который относится к IV — началу III века до нашей эры. Археолог отметил, что способ крепления бляхи оказался близок находкам, обнаруженным на Алтае, в Туве, Южном Приуралье, Синьцзяне и Ордосе, хотя там, как правило, была лишь одна петелька. По мнению Иванова, находка, видимо, относится к рубежу V–IV веков до нашей эры.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях скифо-сибирского мира. Так, археологи обнаружили в пазырыкском могильнике погребение в каменном ящике и четыре черепа животных, а также выяснили, что скифская девочка-воин из Тывы пострадала от рахита.
Михаил Подрезов