Исчезновение языков связали с высоким уровнем образования и строительством дорог

Сегодня в мире насчитывают более семи тысяч языков, из них почти 40 процентов находится под угрозой исчезновения. Если не предпринимать никаких мер по сохранению языкового разнообразия, в ближайшие 40 лет количество исчезнувших языков увеличится втрое, а к концу века мы можем потерять более 20 процентов всех языков мира. К такому выводу пришли австралийские ученые в своем исследовании, опубликованном в журнале Nature. Они смоделировали ситуации языковой опасности для 6511 языков и предсказали какие из них вероятнее перестанут использоваться в ближайшие 80 лет. С исчезновением языков исследователи связали более 50 факторов, в том числе развитие транспортной инфраструктуры, высокий уровень образования и даже изменение климата.

Долгое время проблема исчезновения языков не рассматривалась лингвистами должным образом. Ситуация изменилась только в конце XX века. Ученые по всему миру стали признавать, что многие языки постепенно исчезают, а их документирование стало одной из главных задач лингвистики. Тогда же стали предприниматься попытки ввести количественную оценку жизнеспособности языка. Одной из распространенных шкал витальности является Расширенная ступенчатая шкала межпоколенческой утраты языка (Expanded Graded Intergenerational Disruption Scale или EGIDS), разработанная Гэри Саймонсом (Gary Simons) и Мелвином Льюисом (Melvyn Lewis) в 2010 году. Ученые и раньше прогнозировали вероятности исчезновения языков, однако оставалась потребность в масштабных исследованиях с большими наборами данных.

Недавно группа биологов, математиков и лингвистов под руководством Линделла Бромхама (Lindell Bromham) из Австралийского национального университета смоделировала ситуации языковой опасности для 6511 языков, использовав порядковую пробит-регрессию. Зависимой переменной обозначили уровень опасности исчезновения по шкале EGIDS. Опасность определялась для каждого языка в зависимости от того, какие поколения продолжают его изучать и говорить на нем. Для независимых переменных ученые отобрали больше 50 факторов, влияющих на исчезновение языков: языковое разнообразие местности, юридическое признание языка, демографические данные, политика в сфере образования, экологические особенности, социально-экономические показатели и многое другое. Полный список переменных приведен в таблице ниже.

Исследователи обнаружили интересную особенность. Языки коренных жителей, которые контактируют с множеством других автохтонных языков в определенной местности, имеют более низкий средний уровень опасности исчезновения. Ученые связывают это с тем, что общины, которые регулярно взаимодействуют с носителями других языков коренных народов становятся многоязычными, а не отказываются от своего языка. С другой стороны, географическая изоляция — например, проживание на острове — не увеличивает вероятность того, что люди будут продолжать общаться на родном языке.

Ученые также отмечают, что на исчезновение языков в значительной мере влияет плотность дорожных сетей в окрестностях распространения языка. Это связано с тем, что дороги способствуют передвижению людей между сельскими районами и крупными городами, и как следствие усиливают влияние централизованного правительства и государственного языка на местные общины. Еще с высокой вероятностью потери местного языка исследователи связывают хороший уровень образования. Следует обозначить, что тут речь идет о том, что в учебных заведениях важно обеспечить правильную поддержку двуязычного обучения. Поскольку зачастую в двуязычном образовании языки меньшинств используют для изучения государственного языка, а не для их сохранения.

По прогнозам ученых, без поддержки исчезающих языков через 80 лет количество таких языков увеличится в пять раз. А в ближайшие 40 лет больше всего языков может исчезнуть на западном побережье Северной Америки, в Центральной Америке, в тропических лесах Амазонки, в Западной Африке, на северном побережье Новой Гвинеи и в северной Австралии. К 2100 году под угрозой могут оказаться языки, распространенные на юго-западе Китая и в районе вокруг Каспийского моря. Исследователи отмечают, что результаты моделирования не окончательный приговор, а возможные последствия бездействия в отношении сохранения исчезающих языков.

Помимо звуковых языков, во всем мире насчитывают более 200 различных национальных жестовых языков. Но из-за недостатка информации о том, сколько человек использует жестовый язык как родной, ученые не смогли рассмотреть их в своем исследовании. О том, какой путь пришлось пройти жестовым языкам, чтобы добиться международного признания, читайте в нашем материале «Покажи язык».

Алиса Родина