Калифорнийские королевские змеи, случайно завезенные на остров Гран-Канария, наносят серьезный ущерб местным ящерицам. Герпетологи выяснили, что на участках острова, где появились эти вселенцы, численность канарских ящериц Gallotia stehlini падает более чем на 90 процентов, сцинков Chalcides sexlineatus — более чем на 80 процентов, а гекконов Tarentola boettgeri — более чем на 50 процентов. Два первых вида являются эндемиками Гран-Канарии; кроме того, все три вида играют важную роль в экосистеме острова. Чтобы не допустить вымирания аборигенных ящериц, специалисты призывают активнее бороться с инвазивными змеями. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.
Змеи — чрезвычайно эффективные охотники. Неудивительно, что, когда отдельные виды этих рептилий благодаря человеку осваивают регионы, в которых никогда прежде не жили, они начинают активно уничтожать местную фауну, не приспособленную им противостоять. Например, на острове Гуам случайно завезенные людьми коричневые бойги (Boiga irregularis) съели почти всех лесных птиц и заметно проредили популяции рептилий. А во Флориде бурно размножившиеся темные тигровые питоны (Python bivittatus), происходящие из Юго-Восточной Азии, нанесли серьезный ущерб местным птицам и млекопитающим.
Герпетологи Жюльен Пике (Julien C. Piquet) и Марта Лопес-Дариас (Marta López-Darias) из Института натуральных продуктов и агробиологии в Ла-Лагуне решили изучить, к каким последствиям привело расселение другого инвазивного вида змей. В центре их внимания оказались калифорнийские королевские змеи (Lampropeltis californiae). Родина этих неядовитых рептилий — запад Северной Америки, однако в 1998 году они колонизировали остров Гран-Канария в Канарском архипелаге. Предполагается, что они попали сюда в результате торговли рептилиями для содержания в террариумах.
В некоторых источниках калифорнийскими королевскими змеями называют другой вид змей — Lampropeltis zonata. Он не является инвазивным.
На Гран-Канарии, как и на других Канарских островах, нет аборигенных видов змей — а значит, у обитающих здесь животных отсутствуют навыки защиты от них. Поэтому специалисты опасаются, что появление на острове королевских змей может навредить местным видам. Ученым уже известно, что инвазивные змеи активно охотятся на аборигенных рептилий Гран-Канарии — канарских ящериц Gallotia stehlini, сцинков-халцидов Chalcides sexlineatus и широкопалых гекконов Tarentola boettgeri (первые два вида являются эндемиками острова). Однако до сих пор оставалось неизвестным, насколько серьезный ущерб вселенцы наносят их популяциям.
Чтобы разобраться в данном вопросе, Пике и Лопес-Дариас сравнили численность трех видов ящериц на заселенных змеями и свободных от них участках на востоке, севере и юге Гран-Канарии. Восточную часть острова королевские змеи заселили в 1998 году, а на север и юг проникли в 2005 и 2010 годах соответственно. Плотность канарских ящериц авторы оценивали с помощью методов повторного отлова и маршрутных учетов, а сцинков и гекконов искали под камнями, где те прячутся.
Анализ собранных данных показал, что аборигенные ящерицы сильно страдают от хищничества со стороны королевских змей. По итогам повторного отлова выяснилось, что плотность популяции канарских ящериц G. stehlini на захваченных змеями участках в среднем на 98,4 процента ниже, чем на свободных от этих вселенцев участках. Особенно сильно данная закономерность проявляется на востоке и севере острова. Здесь на участках, где живут королевские змеи, канарские ящерицы полностью отсутствуют — зато там, где змей нет, их плотность достигает 240 и 196 особей на гектар в восточной и северной частях острова соответственно. Маршрутный метод дал сходные результаты: на участках со змеями исследователи отмечали в среднем 8,8 ящерицы на гектар, а на участках без змей — 112 особей на гектар.
Два других вида ящериц также реже встречаются на участках, заселенных змеями. Здесь Пике и Лопес-Дариас насчитали всего 110 особей сцинков Ch. sexlineatus и 991 особь гекконов T. boettgeri. Для сравнения, на свободных от вселенцев участках авторам удалось обнаружить 640 сцинков и 2070 гекконов. Исследователи также выявили дополнительную закономерность для заселенных змеями участков: чем ближе к краю змеиного ареала находится такой участок, тем больше здесь будет канарских ящериц, сцинков и гекконов.
Наибольший урон инвазивные змеи наносят канарским ящерицам. Вероятно, это связано с тем, что они активны днем, когда королевские змеи отправляются на охоту. Кроме того, G. stehlini обитают на поверхности земли, так что ловить их относительно легко (возможно, они также проявляют те же экологические предпочтения, что и основная добыча королевских змей в Северной Америке). Чуть меньше страдают сцинки, которые отличаются более мелкими размерами, часто держатся в листовом опаде или почве и могут спрятаться от хищников в трещинах скал и камней. Наконец, численность гекконов в присутствии королевских змей падает лишь наполовину. Возможно, их спасает ночной образ жизни и выбор недоступных для змей убежищ.
Канарские ящерицы G. stehlini, сцинки Ch. sexlineatus и гекконы T. boettgeri — единственные аборигенные наземные рептилии Гран-Канарии, дожившие до наших дней (до колонизации островов человеком здесь также обитали крупные черепахи Centrochelys vulcanica). Они играют важную роль в местных экосистемах, регулируя численность беспозвоночных и участвуя в опылении растений и переносе семян. Это значит, что падение численности ящериц Гран-Канарии по вине королевских змей может отразиться на флоре и фауне всего острова.
Пике и Лопес-Дариас отмечают, что змеи намного реже становятся такой же серьезной угрозой для биоразнообразия, как, например, крысы или одичавшие кошки. Из-за этого инвазивным видам змей уделяют мало внимания. Однако пример Гран-Канарии показывает, к каким серьезным последствиям может привести их появление в островных экосистемах. К счастью, работа исследователей уже заставила канарские власти направить дополнительные усилия на борьбу с королевскими змеями на острове. Согласно плану на 2019–2022 год, к уничтожению опасных вселенцев привлекут больше людей — а еще усилят меры биологической безопасности, которые не позволят змеям распространиться на другие острова архипелага. В качестве дополнительных мер авторы предлагают травить змей сбрасываемыми с вертолета мышиными тушками с парацетамолом (так уничтожают бойг на Гуаме) или приманивать их на запах. Кроме того, можно обучать аборигенных ящериц избегать змей.
Чтобы остановить нашествия инвазивного вида, действовать нужно быстро и решительно. Именно так поступили тайваньские герпетологи, узнав, что возле одного из городов острова обнаружили жаб-ага (Rhinella marina) — опасных вселенцев, которые уже нанесли серьезный вред экосистемам Австралии. Специалисты развернули срочную операцию по отлову жаб — и в их руки попали уже около двухсот взрослых особей.
Сергей Коленов
Это одна из немногих видеозаписей данного вида в природе
Ученые из Института океанологии Шмидта во время экспедиции в районе Галапагосского архипелага запечатлели на видео редко встречающегося глубоководного кальмара Grimalditeuthis bonplandi. Ловчие щупальца у представителей этого вида слабые, лишены присосок и, вероятно, используются, чтобы приманивать добычу. По словам исследователей, их видеозапись стала второй высококачественной съемкой G. bonplandi в истории. Ролик выложен на страничке Института океанологии Шмидта в социальной сети X (Twitter).