ВВС Тайваня получили первый реактивный учебный самолет расширенной летной подготовки T-5, разработанный и собранный на острове. Как сообщает тайваньское центральное информационное агентство, самолет с бортовым номером 11003 прибыл на авиабазу Тайдун в понедельник утром.
Сегодня тайваньские летчики проходят подготовку на самолетах AT-3 и F-5F. Первые стоят на вооружении острова с 1984 года, а вторые — с 1972-го. Новый учебный самолет T-5, разработка которого началась в 2017 году, должен их заменить. Его создает тайваньская корпорация AIDC.
Технические подробности о T-5 не раскрываются. Но известно, что он создается на основе истребителя F-CK-1 Ching-kuo. Это самолет длиной 14,5 метра с размахом крыла около девяти. Его максимальный взлетный вес — 9,5 тонны. F-CK-1 может развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а дальность его полета составляет 1,1 тысячи километров.
Также известно, что планер T-5 в значительной степени выполнен из композиционных материалов, а крылья оптимизированы для более медленного и стабильного низковысотного полета. Самолет оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой.
AIDC приступила к летным испытаниям прототипов T-5 в прошлом году, а в октябре в небо поднялся первый его серийный образец. К 2026 году тайваньские военные планируют получить 66 таких самолетов.
ВВС Тайваня получили первый реактивный учебный самолет расширенной летной подготовки T-5 с бортовым номером 11003. Он прибыл на авиабазу Тайдун в понедельник утром. До конца года AIDC планирует поставить военным острова еще один такой самолет. Второй серийный T-5 — с бортовым номером 11004 — уже сошел с конвейера и в субботу выполнил свой первый полет.
Тайваньские предприятия разрабатывают и других самолетов. В том числе, истребителя пятого поколения, о котором мы писали ранее.
Василиса Чернявцева
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.