Первый серийный тайваньский реактивный учебный самолет расширенной летной подготовки T-5 впервые поднялся в небо на авиабазе Чин Чуань Кан. Как сообщает Центральное новостное агентство острова, в полете его сопровождал прототип. К 2026 году военные Тайваня собираются получить 66 таких самолетов.
Сегодня тайваньские летчики проходят подготовку на самолетах AT-3 и F-5F. Первые стоят на вооружении страны с 1984 года, а вторые — с 1972-го. Новый учебный самолет T-5, разработка которого началась в 2017 году, должен их заменить.
Созданием T-5 занимается национальная корпорация AIDC. За основу для разработки она взяла истребитель F-CK-1 Ching-kuo. Это самолет длиной 14,5 метра с размахом крыла около девяти. Его максимальный взлетный вес — 9,5 тонны. F-CK-1 может развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а дальность его полета составляет 1,1 тысячи километров.
Технические подробности о T-5 не раскрываются. Известно, что его планер в значительной степени выполнен из композиционных материалов, а крылья оптимизированы для более медленного и стабильного низковысотного полета. Самолет оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой.
Первый полет первого серийного тайваньского реактивного учебного самолета T-5 состоялся 21 октября. Его сопровождал один из двух прототипов, летные испытания которых AIDC провела в прошлом году. К 2026 году тайваньские военные собираются получить 66 таких самолетов.
Тайваню трудно покупать военную технику и технологии: другие государства не хотят портить отношения с Пекином и опасаются продавать их острову. Поэтому он старается самостоятельно обновлять вооружение. Например, в прошлом году Тайвань приступил к строительству первой подлодки собственной разработки.
Василиса Чернявцева
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.