Археологи обнаружили в Польше 41500-летнюю подвеску из бивня мамонта

Археологи обнаружили в Польше два фрагмента древней подвески с точечным орнаментом и сломанное костяное шило. Прямая радиоуглеродная датировка этих предметов показала, что им больше 41 тысячи лет. Ученые также установили, что подвеску изготовили из бивня мамонта, а шило — из кости лошади. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Эта статья вышла с дисклеймером, в котором сообщается, что к исследованию возникли вопросы. Редакция Scientific Reports в настоящее время рассматривает претензии и ждет ответа от авторов работы. Подробностей пока не сообщается.

Около 45 тысяч лет назад первые кроманьонцы прибыли в Европу, где несколько тысячелетий соседствовали с последними неандертальцами, окончательно исчезнувшими около 41–39 тысяч лет назад. На раннем этапе верхнего палеолита этот процесс сопровождался распространением ориньякской археологической культуры, сменившей эпоху мустье. Для этой культуры оказалось характерным изготовление наконечников дротиков из рогов северных оленей, скребков типа карене, многочисленных резцов типа бюске.

Вместе с носителями ориньякской культуры по Евразии широко распространяется изготовление украшений и предметов искусства. Древнейший памятник, где археологи нашли кроманьонские подвески из зубов копытных животных и пещерных медведей, находится в Болгарии — пещера Бачо-Киро. В ориньякское время распространились известные фигурки палеолитических Венер, появились первые яркие памятники наскальной живописи, например, пещера Шове. Богатейший памятник этого времени расположен на Русской равнине — это стоянка Сунгирь, где, помимо нескольких погребений, археологи обнаружили огромное количество украшений и предметов искусства.

Сара Таламо (Sahra Talamo) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с учеными из Дании, Италии, Канады, Польши, США, Франции и ЮАР исследовала два фрагмента подвески, изготовленных, предположительно, из слоновой кости, а также часть шила, которые обнаружили археологи в 2010 году в пещере Стайня. Поскольку культурный слой, где были сделаны находки, оказался перемешанным, ученым пришлось прибегнуть к прямому радиоуглеродному датированию.

Подвеска отличается овальной формой со скругленными краями и двумя просверленными отверстиями. Артефакт украсили волнистыми линиями из точек. Самый большой фрагмент подвески оказался размером 4,5×1,5×0,36—0,39 сантиметра. Микроскопический анализ показал, что точечный узор был нанесен с помощью тонкого каменного орудия, у которого была неровная кромка. Фрагмент шила оказался длиной около 68,33 миллиметра. На его поверхности ученые обнаружили признаки износа, указывающие на интенсивное использование предмета перед его утилизацией.

Палеозоологический анализ с помощью масс-спектрометрии (ZooMS) показал, что кулон был изготовлен из бивня мамонта, а шило — из лошадиной кости. Ученым удалось выделить коллаген из обоих предметов, чтобы провести радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии. Калиброванная датировка подвески показала, что ее изготовили не позднее 41730–41340 лет назад, а шило — 42270–42070 лет назад, то есть на раннем этапе ориньякской культуры.

Ученые пришли к выводу, что украшенная подвеска из пещеры Стайня — это самый древний предмет из слоновой кости с точечным орнаментом в Евразии. Кроме того, исследователи предположили, что реальный возраст находки может быть намного старше. По всей видимости, ее изготовили из свежего бивня мамонта, что было подтверждено экспериментальным путем.

Но не только сапиенсы занимались символической деятельностью. Ранее на N + 1 рассказывали, что неандертальцы порисовали в испанской пещере Ардалес примерно 65 тысяч лет назад. Кроме того, археологи нашли на севере Германии костяное украшение, которое древние люди изготовили более 51 тысячи лет назад.

На востоке Испании открыли палеолитическое святилище с пещерным искусством