Шведская компания Saab приступила к поставкам серийных истребителей Gripen нового поколения — Gripen E. Первые шесть самолетов отправились ВВС Швеции и Бразилии.
Семейство истребителей JAS-39 Gripen появилось в конце восьмидесятых, а в 1997 году Швеция приняла его на вооружение. В нулевых Saab решил показать модернизационный потенциал этих самолетов и для этого создал демонстратор Gripen-NG. На его основе в итоге и создавался истребитель нового поколения Gripen E.
Шведская компания представила летный образец Gripen E в 2016 году, а в 2019 приступила к его серийному производству. По сравнению с Gripen предыдущего поколения, он отличается большей максимальной взлетной массой и дальностью полета. Этого удалось достигнуть благодаря доработкам топливной системы и силовой установки.
Новый самолет способен на крейсерский сверхзвуковой полет — время его полета на сверхзвуковой скорости ограничено лишь запасом топлива. При этом чтобы поддерживать сверхзвуковую скорость, двигателю истребителя не нужно использовать режим форсажа.
В рамках уже полученных контрактов Saab должна собрать 60 Gripen E для ВВС Швеции и 36 — для ВВС Бразилии. Бразильская версия истребителя отличается от шведской панелью приборов с центральным широкоформатным информационным дисплеем, двумя вспомогательными небольшими информационными дисплеями, обновленной системой индикации на лобовом стекле и модифицированным программным обеспечением системы управления полетом.
Saab 24 ноября представила первые шесть серийных истребителей Gripen E властям Бразилии и Швеции и официально перешла к этапу поставок. Четыре самолета отправились ВВС Бразилии, и два — ВВС Швеции.
Saab разрабатывает и другие самолеты. Ранее мы писали про ее универсальный «летающий радар», который может одновременно собирать информацию о наземных, морских и воздушных целях.
Василиса Чернявцева
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.