Универсальный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления GlobalEye, разрабатываемый шведской компанией Saab, 14 марта 2018 года совершил первый полет. Как сообщает Flightglobal, продолжительность первого полета самолета составила 1 час 46 минут. Летчики-испытатели проверяли управляемость «летающего радара» и работу его базового бортового оборудования.
Целью первого полета того или иного самолета обычно является оценка его аэродинамических характеристик, проверка бортового оборудования, двигателей и управления. Во время первого полета GlobalEye специалисты также оценивали влияние конформных отсеков с антеннами радиолокационных станций и верхнего обтекателя на общую аэродинамику самолета.
Первый полет GlobalEye, состоявшийся на аэродроме Saab в Линчёпинге на юге Швеции, был признан полностью успешным. В ближайшее время летные испытания самолета продолжатся. Разработка нового «летающего радара» ведется по заказу Объединенных Арабских Эмиратов; соответствующий контракт был подписан в 2015 году.
Отличительной особенностью GlobalEye является способность самолета одновременно собирать информацию о наземных, морских и воздушных целях. В настоящее время подобных универсальных самолетов радиолокационного обнаружения серийно не производится. Новый самолет создан на базе канадского пассажирского самолета Bombardier Global 6000.
Самолет получил верхний обтекатель с фазированной антенной радиолокационной станции Saab Erieye ER. Кроме того, в нижних конформных отсеках фюзеляжа самолета установлены радиолокационные станции обнаружения морских целей Seaspray 7500E, разработанные итальянским холдингом Leonardo. За обнаружение наземных целей на самолете отвечают оптико-электронные и тепловизионные камеры.
Наконец, в специальных отсеках на законцовках крыла GlobalEye шведская компания разместила оборудование для радоиэлектронной разведки. Благодаря такому набору оборудования перспективный самолет сможет заменить в войсках несколько типов разведывательных летательных аппаратов.
Ранее подобный универсальный «летающий радар» разрабатывался в интересах ВВС США. Этот самолет создавался на базе пассажирского лайнера Boeing 767-400 в первой половине 2000-х годов. В 2007 году ВВС США закрыли проект. Поводом для этого стала его дороговизна. Единственный прототип самолета переделали в VIP-лайнер и передали правительству Бахрейна.
Василий Сычёв
Первый вновь изготовленный бомбардировщик Ту-160М поднялся в небо. Как сообщает «Ростех», его первый полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. За это время экипаж успел проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.