В Южной Германии впервые обнаружили символическое захоронение культуры колоколовидных кубков

Немецкие археологи обнаружили в Баварии кенотаф традиции колоколовидных кубков, относящийся ко второй половине III тысячелетия до нашей эры. Внутри погребальной камеры из деревянного сруба находились керамические сосуды, кремневые наконечники стрел и краги лучника. Это первая подобная находка в Южной Германии. О результатах работ сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.

При раскопках погребальных комплексов археологи порой находят символические могилы — кенотафы. Такие памятники известны для разных культур, а поводом для их сооружения, как правило, становилось отсутствие тела человека, считавшегося умершим. Так, кенотафы воздвигали для погибших вдали от родового кладбища воинов, утонувших людей или пропавших без вести.

В эпоху энеолита и ранней бронзы (от 3000—2800 до 1800—1700 годов до нашей эры) в Центральной и Западной Европе распространилась традиция (культура) колоколовидных кубков, которая во многом пришла на смену культуре шнуровой керамики. Свое название она получила в начале XX века по форме характерных глиняных сосудов. Археологи выделяют несколько локальных вариантов этой традиции, в частности, распространившейся на Пиренейском полуострове и в Британии. Там широко практиковались погребения в дольменах, каменных ящиках и пещерах (подробнее об одном из таких памятников можно узнать в нашем материале «Уманехос: крупнейший испанский могильник медного века»).

В Центральной Европе погребальные комплексы этой культуры представляют собой в основном небольшие грунтовые могильники. Умерших хоронили в простых бескурганных могильных ямах по обряду ингумации (кремация характерна для поздних памятников). Инвентарь обычно ограничивался керамическими сосудами, кремневыми и обсидиановыми наконечниками стрел, медными кинжалами, пуговицами из кости или янтаря.

Археологи из Управления по охране памятников Баварии провели охранно-спасательные работы в окрестностях города Регенсбург, предваряющие строительство автомобильной дороги. В ходе раскопок ученые обнаружили остатки древних поселений — жилищ, траншей, хозяйственных ям, а также погребения, которые относятся к периоду от неолита до римского железного века.

Ученые выделили одну находку второй половины III тысячелетия до нашей эры — погребение, относящееся к традиции колоколовидных кубков. Захоронение, по мнению исследователей, оказалось самым сложным погребальным комплексом того времени. Так, погребальная камера размером примерно два на три метра была построена из деревянного бруса и окружена канавой, грунт из которой использовался для создания небольшой насыпи. Внутри погребения находились девять керамических сосудов (еще два археологи нашли на деревянном перекрытии), одиннадцать кремневых наконечников стрел, а также несколько украшенных костяных шильев.

Доктор Кристоф Штайнманн (Christoph Steinmann) из Управления по охране памятников Баварии отметил, что эта находка пока единственная для Южной Германии. Он сообщил, что в могиле также находились четыре каменные пластины (краги), защищавшие предплечья при стрельбе из лука. Обычно погребения традиции колоколовидных кубков представляют собой простые грунтовые могилы с керамикой, в которых иногда находились лук и стрелы или украшения из кости или золота. Но в этом случае, несмотря на отличную сохранность памятника, никаких следов погребенного нет. Археолог заключил, что эта находка оказалась кенотафом — редким явлением для эпохи ранней бронзы.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках бронзового века. Так, в пригороде Вены ученые обнаружили редкую золотую чашу с солярной символикой. Кроме того, исследователи выяснили, что обетный бассейн на вершине холма в Италии построили 3500 лет назад.

На западе Германии обнаружили вооруженного до зубов франкского воина