В сети появились фотографии первого полета прототипа китайского малозаметного палубного истребителя. Он представляет собой модернизированную версию самолета FC-31 и претендует на звание первого малозаметного палубного истребителя, разработанного не в США.
Шеньянский научно-исследовательский и конструкторский авиационный институт разрабатывает базовый FC-31 с 2010 года. Этот самолет может выполнять полеты на высоте до 16 тысяч метров и развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет 1,2 тысячи километров. FC-31 создается с применением технологии малозаметности и невидим для радиолокационных станций, работающих в L- и Ku-диапазонах волн.
Cлухи о разработке палубной версии FC-31 ходят уже несколько лет. В прошлом году газета Global Times писала, что Шеньянский институт в 2021 году проведет первые летные испытания нового истребителя, и, вероятнее всего, он будет палубным.
Фотографии первого полета китайского малозаметного палубного истребителя появились в социальных сетях 29 октября. Он выкрашен в зеленую краску. Как и у базового FC-31, у него два двигателя, а кабина расположена высоко. Но еще у нового самолета есть тяга крепления к челноку катапульты и складное крыло. Кроме того, судя по всему, он крупнее обычного FC-31. Как называется палубный истребитель, неизвестно, но в сети его часто обозначают как J-35.
В последнее время Китай активно разрабатывает собственную авиационную технику. Ранее мы писали про двухместную версию китайского истребителя J-20 — возможно, первый двухместный истребитель, который относят к пятому поколению.
Василиса Чернявцева
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.