Сотровимаб — препарат моноклональных антител против спайкового белка коронавируса — снижает риск прогрессирования ковида у больных с легкой и средней степенями тяжести на 85 процентов. Как сообщается в The New England Journal of Medicine, тяжелых побочных эффектов у препарата ученые не обнаружили.
Сотровимаб, выделенный в 2003 году от пациента, который вылечился от тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), связывается со спайковым гликопротеином коронавируса и препятствует проникновению вирусной частицы в клетку. Известно, что эти моноклональные антитела связываются с участком вируса, содержащим гликан N343, который высоко консервативен в подроде сарбековируса. Эта область не конкурирует со связыванием ангиотензинпревращающего фермента и не перекрывается мутациями, которые сейчас наблюдаются у SARS-Cov-2.
В предварительном исследовании было показано, что сотровимаб связывается in vitro с различными вариантами SARS-CoV-2, в том числе «южноафриканским» бета-вариантом. Также in vitro сотровимаб продемонстрировал два противовирусных механизма: антителозависимую клеточную цитотоксичность и фагоцитоз. Модификация Fc-участка моноклональных антител позволила увеличить период полураспада препарата и его распределение в легких.
Адриенна Шапиро (Adrienne E. Shapiro) из Вашингтонского университета с коллегами из Канады, Бразилии и Испании исследовала безопасность и эффективность сотровимаба по снижению рисков развития тяжелой формы болезни у пациентов с легким и средним течением ковида. Для этого ученые однократно вводили внутривенно 500 миллиграмм сотровимаба больным, лечащимся дома. В группу высокого риска развития тяжелых форм болезни попадали люди старше 55 лет, а также пациенты с диабетом, ожирением, хронической болезнью почек, застойной сердечной недостаточностью, хронической обструктивной болезнью легких или астмой средней или тяжелой тяжести.
Всего 583 пациента прошли рандомизацию: 291 пациент получил сотровимаб, а 292 — плацебо. 22 процента участников были старше 65 лет, а у 42 процентов наблюдалось два или более состояния, которые считались факторами риска прогрессирования ковида. Наиболее распространенными факторами риска были ожирение, возраст 55 лет и старше и диабет. Наиболее распространенными симптомами (более 62 процентов от всех пациентов) стали кашель, мышечные боли, головная боль и усталость.
В общей сложности у трех из 291 пациента в группе сотровимаба (1 процент), по сравнению с 21 из 292 пациентов в группе плацебо (7 процентов), прогрессирование заболевания привело к госпитализации из-за всех причин на срок более суток или смерти (относительное снижение риска — 85 процентов, р = 0,002).
Основной причиной 24 госпитализаций стали симптомы тяжелой формы ковида за исключением одной: у пациента со значительной обструкцией тонкой кишки в анамнезе группы сотровимаба на 22 день от введения препарата обнаружили кишечную непроходимость. Все пять пациентов, которые поступили в отделение интенсивной терапии, не получали препарат; двое из этих пяти пациентов получали инвазивную искусственную вентиляцию легких, а третий пациент отказался от интубации и впоследствии умер на 29-й день. Также наблюдалось меньше посещений отделения неотложной помощи без госпитализации в группе сотровимаба.
Во время исследовании безопасности препарата (868 человек, разделенных поровну в исследуемую и контрольную группу) ученые смогли выявить один побочный эффект связанный с препаратом — диарею у одного процента пациентов, получивших сотровимаб.
Результаты этого промежуточного исследования показывают, что сотровимаб может быть терапевтическим средством для амбулаторных пациентов с COVID-19. Учитывая его активность in vitro в отношении вариантов коронавируса, ученые предполагают, что сотровимаб может оставаться терапевтически активным, даже если SARS-CoV-2 продолжит мутировать.
От редактора
Стоит отметить, что финансированием исследования занимались лаборатория, разработавшая препарат, и фармацевтическая компания-производитель препарата. Спонсоры составляли план исследования и участвовали в сборе, анализе и интерпретации данных.
Врачи, однако, пытаются найти работающие моноклональные антитела не только к самому коронавирусу, но и к посредникам воспаления, которое он вызывает. Недавно российские ученые обнаружили, что моноклональные антитела к интерлейкину-6 облегчили течение тяжелого ковида.
Слава Гоменюк
Это вывод рандомизированного исследования
Шведские, норвежские и британские ученые выяснили, что операция по реконструкции неба у детей с его расщелиной снижает риск органических нарушений речи в пятилетнем возрасте. Как сообщается в статье, опубликованной в The New England Journal of Medicine, к такому выводу ученые пришли после сравнения двух групп детей, получивших операцию в возрасте 6 или 12 месяцев. Изолированная расщелина неба поражает от 1 до 25 на 10000 новорожденных. В зависимости от типа и тяжести дефекта она может приводить к проблемам с кормлением, аномальному развитию и росту лица, психологическим трудностям, а также к нарушениям развития речи. Поэтому проводится хирургическая коррекция расщелины неба, которая заключается в закрытии промежутка между мягким небом и стенками глотки для разделения ротовой и носовой полостей. Это закрытие предотвращает орально-носовое сообщение, что обеспечивает сохранность давления воздуха внутри рта, достаточное для произнесения согласных.Однако несмотря на перенесенное хирургическое вмешательство, примерно у 30 процентов детей наблюдаются симптомы сохранения орально-носового сообщения, которое приводит к нарушениям речи. Многие хирурги считают, что дело во времени проведения операции, и что чем раньше она проведена, тем благополучнее дальнейших исходы относительно речи. Ученые из Швеции, Норвегии и Великобритании под руководством Кэррол Гэмбл (Carrol Gamble) из Ливерпульского университета провели рандомизированное клиническое исследование, в котором приняло участие 558 новорожденных: 281 были прооперированы в возрасте шести месяцев и 277 — в возрасте 12 месяцев. Исходные характеристики в обеих группах были сходными. Доля детей с недостаточно закрытым сообщением между ротовой и носовой полостями в возрасте пяти лет была значительно меньше в группе операции в шесть месяцев (отношение рисков 0,59, р = 0,04). Ассоциации сохранялись после поправки на протяженность расщелины и на хирурга. Нормальный лепет в возрасте одного года также чаще наблюдался в группе шести месяцев. Кроме того, в этом же возрасте функция среднего уха в 12-месячной группе оказалась хуже, чем в шестимесячной. В три и пять лет этих различий не наблюдалось. Таким образом, ученые приходят к выводу, что у здоровых в остальном детей предпочтительнее проводить операцию по коррекции расщелины неба в шестимесячном возрасте, чем в возрасте одного года. Ранее мы рассказывали про то, что ученые разработали накожный сенсор для мониторинга речи у пациентов, перенесших инсульт.