Пиво или сахар назвали причинами распространенности кариеса у средневековых голландцев

Биоархеологи исследовали зубы жителей деревни Блокхейзен (800–1200 годы) и города Алкмар (1448–1572 годы) и выяснили, что горожане заметно чаще страдали от кариеса. По всей видимости, это произошло вследствие роста потребления богатых на углеводы продуктов, например, сахара, меда или пива. Кроме того, анализ стабильных изотопов углерода и азота указал на то, что алкмарцы, вероятно, чаще употребляли в пищу рыбу. Результаты исследования представлены в International Journal of Osteoarchaeology.

Урбанизация в средневековой Голландии началась достаточно поздно. К VIII веку нашей эры этот регион был достаточно малонаселенным. На протяжении нескольких столетий люди продолжали жить в основном в сельских общинах, хозяйство которых основывалось на земледелии и животноводстве. На территории современных Нидерландов бурный рост городов начался в XII–XIII веках, многие из них получили вольности и привилегии, например, право на самоуправление и возможность заключения договоров.

Урбанизация и развитие товарно-денежных отношений создали основу для объединения мелких феодальных владений. В XV веке регион пережил бурный экономический рост, став одним из самых богатых в Европе. Развитое сельское хозяйство дополнилось международной торговлей, а освоение методов засолки сельди в бочках привело к увеличению возможностей морского рыболовства. Это подстегивало развитие кораблестроения, сукноделия и ряда новых ремесел, в том числе отбелки льна, пивоварения и прядения шерсти.

Рэйчел Шатс (Rachel Schats) из Лейденского университета совместно с учеными из Нидерландов исследовала влияние урбанизации и развития международной торговли на питание жителей средневековой Голландии. Для этого ученые сравнили распространенность кариеса на зубах (n = 3475) жителей деревни Блокхейзен (800–1200 годы) и города Алкмар (1448–1572 годы), а также провели анализ стабильных изотопов углерода и азота (n = 50).

Материалы для исследования происходили из одного региона. В деревне Блокхейзен останки 119 человек были обнаружены в единственном некрополе того периода, поэтому ученые предполагают, что на нем было похоронено большинство жителей-земледельцев. В Алкмаре, расположенном примерно в 20 километрах, останки 189 человек были найдены в некрополе францисканского монастыря, где хоронили незнатных жителей. В конце XVI века этот город характеризовался процветающей торговой системой. Кариес изучался как на молочных зубах, так и на коренных, однако анализ стабильных изотопов проводился только на останках взрослых людей (24 образца из Блокхейзена и 26 из Алкмара).

Результаты исследования показали, что в Алкмаре существенно чаще люди во всех возрастных группах страдали от кариеса, нежели в Блокхейзене (16,1 процента против 7,4 процента), причем у горожан поражение зубов начиналось в более молодом возрасте. Исследователи связывают эту разницу с заметным увеличением потребления различных типов углеводов. Палеоботанические исследования показывали, что в эпоху позднего Средневековья в Алкмаре наблюдался рост разнообразия фруктов и овощей. Кроме того, шло увеличение потребления сахара и меда. Другим объяснением может служить рост потребления алкоголя, особенно пива.

Данные по стабильным изотопам углерода и азота позволили ученым предположить, что также произошло изменение белкового компонента в рационе. Жители Блокхейзена получали белок в основном из продукции животноводства в виде молочных продуктов или мяса (коровы, свиньи, овцы, козы) с минимальной долей рыбы. Значения изотопов азота показали, что жители Алкмара имели значительно больше рыбы в рационе.

По мнению археологов, для Голландии это согласуется с ростом коммерческого рыболовства в эпоху позднего Средневековья. Однако ученые отметили, что более высокие значения изотопов азота для жителей Алкмара также могут объясняться употреблением в пищу курицы или свинины, если животных кормили, например, морскими субпродуктами и отбросами. Кроме того, анализ показал, что диета городских мужчин и женщин существенно отличалась. По всей видимости, это было связано с профессиями, связанными с рынком, где мужчины имели более широкий выбор продуктов питания.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях диеты средневековых европейцев. Так, ученые обнаружили, что похлебка служила основным блюдом в меню средневековых датских лепрозориев, а прокаженных в средневековой Англии кормили некачественным мясом.

Палеолитической женщине из пещеры Златый кунь реконструировали внешность