Археологи назвали похлебку основным блюдом в меню средневековых датских лепрозориев

Археологи из Дании и Канады исследовали останки людей, болевших лепрой в двух датских учреждениях XIII–XVI веков. Ученые обнаружили, что на протяжении длительного времени рацион питания больных практически не менялся и, скорее всего, основывался на универсальной похлебке. Вместе с тем исследователи подтвердили, что в лепрозорий, как правило, мог попасть лишь представитель общины, содержавшей учреждение. Статья опубликована в American Journal of Physical Anthropology.

Лепра (проказа) известна с древних времен и упоминается в письменных источниках ранних цивилизаций. По всей видимости, первые очаги этой болезни возникли в Юго-Восточной Азии, откуда она начала распространяться на Ближний Восток и Северную Африку. Из древних египетских папирусов известно, что проказа была распространена еще во времена Мернептаха (XIII век до нашей эры). Финикийцы же разнесли эту болезнь по всей Европе. Неоднократно упоминается лепра и в Ветхом Завете, где отмечается «нечистый» статус больных, дома которых предлагалось уничтожать.

В эпоху Средневековья лепра достигла своего пика распространения по европейскому континенту. Недавние исследования показали, что одной из причин подъема заболеваемости могли стать крестовые походы, когда европейцы вернулись с Ближнего Востока, а также большое количество паломников. Есть и более необычные предположения. Так, британские ученые возложили вину за распространение проказы на обыкновенных белок (Sciurus vulgaris).

Анастасия Брозу (Anastasia Brozou) из Орхусского университета совместно с учеными из Дании и Канады исследовала останки людей из двух датских лепрозориев – Нестведе и Оденсе, которые умерли в XIII–XVI веках. Исследователи опирались на комплексный подход, привлекая методы и данные из археологии, исторических источников, физической антропологии. Особый упор археологи сделали на изотопные анализы и радиоуглеродное датирование.

Ученые сообщили, что средневековые датские лепрозории содержались за счет налогов от местных общин, которые часто собирались в виде продуктов питания. Это в свою очередь могло привести к появлению различных диет у прокаженных в разное время, например, с преобладанием продукции животноводства или рыболовства, отражая меняющуюся способность местных жителей поддерживать их. Однако никаких особенностей диеты больных из Оденсе и Нестведе, относящихся к разному времени, ученые найти не смогли. Новые данные соотносятся с результатами прошлых исследований, показавших отсутствие значительных изменений в питании в средневековых датских популяциях.

Палеопатологи также попытались с помощью изотопных анализов выяснить, наблюдается ли разница между показателями у людей, имевших на момент смерти серьезные костные изменения от лепры, и остальных. Никаких статистически значимых различий между двумя группами не замечено. Исследователи предположили, что универсальным блюдом для больных проказой в датских средневековых лепрозориях была похлебка, так как люди страдали от потери зубов и ран в ротовой полости.

Ученые предполагают, что различия в социальном статусе могли находить отражения в рационе питания. В более ранние времена только состоятельные люди могли себе позволить чаще потреблять мясо, морскую и речную рыбу, а также дичь. Однако интенсификация производства крупного рогатого скота в Дании середины XIV века и создание крупных морских промыслов снизили стоимость мяса и рыбы, сделав их широко доступными.

Ещё одно важное наблюдение нового исследования относится к тому, что в средневековой Европе, как правило, в лепрозорий мог попасть только представитель местной общины, которая содержала это учреждение. Изотопные анализы подтвердили существовавшее мнение.

Ранее на N + 1 уже сообщалось об исследованиях, связанных с болезнями и больными в историческом контексте. Так, британские археологи выяснили, что прокаженных в средневековой Англии кормили некачественным мясом, а социальная верхушка Кембриджа часто страдала подагрой. Кроме того, дополнительную информацию о том, откуда взялась подагра и почему она неблагосклонна к некоторым людям, можно получить из материала «Господская болезнь».

У берегов Аляски обнаружили 3000-летнюю циновку