Астрономы выяснили, что в прошлом Большое Магелланово Облако, являющееся спутником нашей галактики, могло поглотить карликовую галактику, от которой на данный момент осталось лишь шаровое скопление. К такому выводу ученые пришли, выяснив, что свойства этого скопления отличаются от свойств других подобных скоплений в Большом Магеллановом Облаке. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.
Большое Магелланово Облако — самая крупная галактика-спутник Млечного Пути, общая звездная масса которой составляет 3×109 масс Солнца. Ожидается, что такой массивный объект будет иметь собственную систему спутников, причем их число согласно моделям образования галактик в ΛCDM-теории может составлять от 4 до 40 штук. Ученым известно, что Большое Магелланово Облако гравитационно связано с Малым Магеллановым Облаком и вытягивает из него звезды, а данные моделирований показывают, что от 4 до 6 известных сверхмалых карликовых галактик являются текущими спутниками Большого Магелланова Облака. Однако ничего не известно о популяции спутников галактики, которые, возможно, уже были разрушены и поглощены ей в прошлом.
Группа астрономов во главе с Алессио Муччарелли (Alessio Mucciarelli) из Болонского университета решила попытаться отследить разрушенные спутники при помощи анализа химического состава красных гигантов в одиннадцати старых шаровых звездных скоплениях в Большом Магеллановом Облаке. Спектроскопические наблюдения за ними велись при помощи Магеллановых телескопов и комплекса VLT (Very Large Telescope), в качестве контрольной выборки выступали звезды из 15 шаровых скоплений Млечного Пути.
Среди скоплений Большого Магелланова Облака выделяется NGC 2005, которое характеризуется малой металличностью и относительно большой массой (2−3×105 масс Солнца). Оно демонстрирует обедненность многими элементами, такими как Si, Ca, Sc, Ti, V, Mn, Co, Ni, Cu, Zn, Ba, La и Eu, рождающихся в результате звездного нуклеосинтеза. Сравнение NGC 2005 с другими скоплениями показывает, что оно не могло образоваться в той же среде, что и они, а сформировалось в системе, которая медленнее преобразовывала свой газ в звезды. Таким образом, галактика-прародитель могла быть такой же массивной, как карликовые сфероидальные галактики-спутники Млечного Пути, а само слияние произошло достаточно давно, чтобы Большое Магеллановое Облако полностью поглотило спутник.
Ранее мы рассказывали о том, как голубые странники помогли определить возраст звездных скоплений в Большом Магеллановом Облаке.
Александр Войтюк
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.