Голубые странники помогли определить возраст звездных скоплений в Большом Магеллановом Облаке

Благодаря звездам, получившим обозначение «голубые странники», астрономы при помощи космического телескопа «Хаббл» смогли определить возраст нескольких звездных скоплений в Большом Магеллановом Облаке. Оказалось, что молодые скопления в галактике компактны по размерам, а старые звездные системы могут иметь самые разные размеры, что необычно, однако может быть объяснено тем, что в галактике выжили только небольшие скопления. Статья опубликована в журнале Nature, кратко о ней рассказывается на сайте телескопа «Хаббл».

Большое Магелланово Облако — одна из карликовых галактик-спутников Млечного Пути. Оно содержит звездные скопления возрастом от нескольких миллионов до нескольких миллиардов лет, в отличие от Млечного Пути, где обнаруживаются, в основном, старые (более десяти миллиардов лет) шаровые скопления. Таким образом у астрономов есть прекрасная возможность исследовать процессы эволюции звездных скоплений в течение длительных временных периодов, в том числе возможность определить колебания размера центральной области скопления.

В работе группа астрономов во главе с Франческо Ферраро (Francesco Ferraro) сообщает о результатах исследований пяти звездных скоплений в Большом Магеллановом Облаке при помощи космического телескопа «Хаббл». В них ученые искали голубые странники — яркие, горячие, голубые звезды, существование которых плохо вписывается в предположение, что все звезды в шаровом скоплении образовались в одно и то же время. Они удобны для наблюдений и достаточно массивны, чтобы быть подверженными процессу центральной сегрегации массы (постепенное уменьшение размера ядра скопления и накопление там массивных звезд). Это, в свою очередь, позволяет использовать такие звезды для оценки возраста звездного скопления. Такой метод получил название «динамические часы».

Наблюдаемое распределение размеров скоплений в Большом Магеллановом Облаке в зависимости от их возраста оказалось необычным: все молодые скопления достаточно компактны, а самые старые звездные системы бывают как небольшими, так и крупными. Обычно такое явление объясняется влиянием двойных черных дыр, приводящих к постепенному расширению ядер скоплений, однако астрономы считают, что на протяжении последних трех миллиардов лет в карликовой галактике образовывались и выживали только относительно небольшие по размерам скопления, а разброс по размерам среди старых скоплений объясняется различиями в начальных параметрах скоплений и их внутренней динамической эволюции. Дальнейшие наблюдения за другими скоплениями в Большом Магеллановом Облаке должны помочь дополнить картину временной эволюции подобных объектов.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли в Большом Магеллановом Облаке самый мощный гамма-пульсар и выяснили, что два спутника Млечного Пути связаны мостом из звезд.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал спиральные рукава галактики Водоворот