Обтекатели из мышц улучшили аэродинамику птерозавров

Палеонтологи изучили хорошо сохранившиеся окаменелости птерозавра из Германии и пришли к выводу, что его скелетные мышцы обеспечивали плавное соединение крыла с телом, уменьшая сопротивление воздуха. Этим птерозавры отличались от птиц и рукокрылых, у которых подобную функцию выполняют оперение и шерсть соответственно. Краткий отчет об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Птерозавры — первые позвоночные, которые освоили активный полет. При этом их крылья не имеют полных аналогов, а все представители группы вымерли в конце мелового периода. По этим причинам многие аспекты их полета остаются неизвестными. К примеру, до сих было не вполне ясно, как у птерозавров уменьшалось аэродинамическое сопротивление у основания крыла. У летающих животных (и летательных аппаратов) его уменьшают особые структуры — обтекатели. У птиц обтекатели состоят в основном из оперения, в то время как у рукокрылых они состоят преимущественно из шерсти.

Палеонтолог Майкл Питтман (Michael Pittman) из Гонконгского университета и его коллеги из Гонконга и США изучили анатомию птеродактилоидного птерозавра, чей полный скелет был найден в верхнеюрском зольнхофенском известняке на юге Германии. Вокруг окаменелых костей этого птерозавра наблюдаются структуры, похожие на остатки мягких тканей. При помощи метода лазерно-индуцированной флуоресценции исследователи подтвердили, что эти структуры действительно являются окаменелыми мягкими тканями.

Ученые интерпретировали мягкие ткани между краниальным концом шестого шейного позвонка и проксимальным концом плечевой кости как обтекатели основания крыла, состоящие из скелетных мышц. Авторы работы предположили, что кроме уменьшения сопротивления воздуха эти мышцы также обеспечивали сложные движения крыльями и увеличение подъемной силы крыла. Майкл Питтман и его коллеги заключают, что их исследование показывает, как новые технологии могут улучшить понимание анатомии птерозавров и эволюции их полета.

Ранее мы рассказывали об исследовании полета детенышей птерозавров. Команда британских палеонтологов пришла к выводу, что они могли становиться на крыло практически сразу после вылупления. По характеристикам полета детеныши отличались от взрослых — это, по всей видимости, позволяло им занимать другие экологические ниши.

В костях и зубах карликовых бегемотов с Кипра не нашли признаков похолодания позднего дриаса