Археологи на раскопках в Верхней Нубии обнаружили в могильнике 142 человеческих погребения эпохи неолита. Во всех могилах оказался погребальный инвентарь, в том числе бусины из сердолика, агата и скорлупы, каменные и костяные инструменты. Примечательно, что во взрослых погребениях встречались недоделанные предметы, а детей всегда сопровождали готовые изделия. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Верхняя Нубия и Центральный Судан продолжают оставаться достаточно слабо исследованными регионами применительно к раннему и среднему голоцену. Археологи обладают лишь небольшими данными о мезолитических и неолитических стоянках и кладбищах. Так, из района Керма полностью опубликованы материалы только по одному могильнику, относящемуся к среднему неолиту (V тысячелетие до нашей эры).
В конце VII — начале VI тысячелетия до нашей эры популяции Северного Судана и Южного Египта перешли к выращиванию домашних животных — крупного рогатого скота, овец и коз, что можно считать датой начала эпохи неолита. Появляются данные о том, что параллельно началось развитие земледелия, в частности выращивания пшеницы, проса или ячменя. Это нашло отражение и в погребальном обряде, например, в могильнике Кадрука—1 археологи нашли под черепами умерших подушки из колосьев ячменя.
Хала Алараши (Hala Alarashi) из Высшего совета по научным исследованиям Испании совместно с археологами из Алжира, Бельгии и Франции провела раскопки могильника Кадрука—23, расположенного в Судане в долине Нила. Исследования предметов материальной культуры, обнаруженных в погребениях, показали, что памятник относится к эпохе среднего неолита. Радиоуглеродный анализ показал, что располагающееся неподалеку древнее поселение было занято в промежутке между серединой V и началом IV тысячелетия до нашей эры.
Археологи отметили, что на сегодня им удалось обнаружить 142 захоронения людей и три — животных. В большинстве могил находились останки детей возрастом до 9 лет и взрослых 30–49 лет. Во всех погребения присутствовал инвентарь: бусины, костяные или каменные инструменты, причем встречаются как готовые, так и недоделанные предметы.
Примечательно, что недоделанные предметы находились только в могилах взрослых. Так, в одном из погребений взрослого мужчины археологи нашли большое количество бусин из скорлупы страусиных яиц разной степени готовности. Заготовки агатовых и сердоликовых бусин также найдены только в могилах взрослых. Из нескольких погребений были извлечены оббитые булыжники и связанные с ними отщепы. Также часто встречались необработанные кости, заготовки из них или готовые инструменты.
В одном из женских погребений, которое было украшено охрой, находились необработанные кости животных и костяные орудия. Под ними лежали желтые микролиты, на одной из сторон которых находились следы смолы, что, вероятно, указывает на их использование в качестве серпа или составного режущего орудия. В непосредственной близости также находились микролиты из красной яшмы. Возможно, рядом с женщиной изначально находился некий мешок, в котором находились все эти предметы, и этот мешок разложился со временем.
Археологи пришли к выводу, что одновременное присутствие в могилах сырья, недоделанных предметов и готовых инструментов указывает на их одинаковую символическую ценность. По мнению исследователей, сложные ритуалы древней ингумации, возможно, дадут представления о зарождавшейся погребальной традиции, которая известна по додинастическим и ранним царствам долины Нила.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях неолитических могильников. Так, палеоантропологи обнаружили, что древних жителей Германии похоронили 6000 лет назад без учета социального статуса. А палеогенетики установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита.
Михаил Подрезов
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.