Древних жителей Германии похоронили 6000 лет назад без учета социального статуса

Палеоантропологи исследовали останки 39 человек, проживавших на территории Нижней Баварии более 6000 лет назад, и не обнаружили связи между способом захоронения, происхождением и рационом питания умерших. Кроме того, выяснилось, что большая часть индивидов происходила из регионов, располагавшихся за Дунаем, который не был естественной водной преградой для контактов между разными популяциями уже в эпоху неолита. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

В эпоху раннего неолита (около 4500–3800 годов до нашей эры) на территории Баварии (в основном вдоль Дуная и его южных притоков) распространилась мюнхсхефенская археологическая культура. Свое название она получила по месту находок в общине Обершнайдинг в округе Штраубинг-Боген. Для этой культуры характерны в основном небольшие поселения на равнинах с маленькими домами, что отличало их от предшествовавших ранее длинных домов.

Археологам известно не так много погребений мюнхсхефенской культуры, так как, по всей видимости, у местного населения не существовало традиции отводить под погребения отдельное место. Чаще всего одного или двух человек хоронили на окраинах поселений в случайных ямах, например, силосных. Из-за небольшого количества таких находок ученые предполагают, что, возможно, большинство людей вообще не были захоронены в землю. Еще реже в раскопанных погребениях археологи обнаруживали инвентарь, среди исключений — несколько находок керамических сосудов или их фрагментов.

Анна Перутка (Anna Perutka) совместно с коллегами из Мюнхенского университета провела исследование человеческих останков, обнаруженных в районе Ридлинг (Нижняя Бавария). Эти находки датированы между 4450 и 4000 годами до нашей эры и относятся к мюнхсхефенской археологической культуре эпохи неолита.

В общей сложности ученые изучили останки 39 разновозрастных индивидов, большинство из которых умерли в возрасте 20–30 лет. Палеоантропологи отметили, что значительная часть захороненных людей страдала от различных патологий: детский кариес, периостит, гиперостоз и гипоплазия эмали зубов. Общая сохранность костей оказалась плохой, поэтому в ряде случаев провести анализ стабильных изотопов оказалось невозможно.

Результаты исследования показали, что 9 из 20 человек, у которых сохранилась зубная эмаль, происходили из другого региона и прибыли в Ридлинг в детском возрасте. Ученые не нашли никакой корреляции между способом захоронения, происхождением или рационом питания умерших. По их мнению, ближайшее возможное место рождения девяти человек находилось за Дунаем. Несмотря на тот факт, что большие реки всегда были естественными границами, но на Дунае имеются многочисленные песчаные отмели, которые облегчают переправу. Исследованные останки тем самым служат примером контактов между разными популяциями через водную преграду в эпоху неолита.

Анализ стабильных изотопов азота и углерода указал на наличие гибкой системы хозяйства, основанной на сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве. Ученые предполагают, что примерно три—пять процентов рациона питания местных жителей составляла пресноводная рыба и, возможно, этот показатель является заниженным. В то же время в фаунистических материалах со стоянки преобладали кости домашних животных.

Палеоантропологи отметили, что примечательной находкой оказались три мужских скелета (ребенка, подростка и взрослого), которые были погребены в согнутом положении на боку, причем расстояние между их головами было совсем небольшим. По всей видимости, эти три индивида были намеренно так захоронены из-за связи между ними.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях неолитических стоянок в Европе. Так, археологи провели комплексный радиоуглеродный и дендрохронологический анализ образцов из Охридского озера и выяснили, что свайное поселение Плоча-Михов-Град возникло около 6500 лет назад. В другом исследовании финские ученые обнаружили деревянную фигурку, изображающую ползущую или плывущую змею, которую изготовили около 2471–2291 годов до нашей эры.

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича