Жители Новой Гвинеи начали выращивать птенцов казуаров в неволе 17,8 тысячи лет назад

Жители Новой Гвинеи уже 17,8 тысячи лет назад похищали из гнезд яйца казуаров и выращивали вылупившихся из них птенцов в неволе, чтобы затем съесть или продать. К такому выводу пришли специалисты, проанализировав микроструктуру яичной скорлупы, найденной на двух новогвинейских археологических памятниках. Хотя подобную практику, которая сохранилась на Новой Гвинее до наших дней, нельзя назвать полноценным одомашниванием, исследователи в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences отмечают, что это древнейший пример того, как люди управляют размножением птиц.

На многих островах когда-то обитали крупные нелетающие птицы, занимавшие ниши растительноядных млекопитающих. Например, Мадагаскар населяли эпиорнисы (Aepyornithiformes), к которым относились самые высокие и тяжелые из когда-либо существовавших птиц, в Новой Зеландии жили несколько видов моа (Dinornithiformes), а на Гавайях — разучившиеся летать гусеобразные. Подавляющее большинство таких видов были истреблены людьми, колонизировавшими их родные острова.

Однако на Новой Гвинее нелетающие пернатые гиганты живут до сих пор. Речь о трех видах казуаров (Casuarius). Самый крупный из них, шлемоносный (C. casuarius), который также встречается в северо-восточной Австралии и на ряде небольших островов, дорастает до 1,8 метра и в среднем весит около 60 килограммов (таких размеров достигают самки, а самцы мельче). Коренные жители Новой Гвинеи, предки которых впервые появились на острове около пятидесяти тысяч лет назад, регулярно охотятся на казуаров, собирают их яйца и выращивают птенцов на мясо. Тем не менее этим птицам удалось избежать судьбы эпиорнисов и моа — хотя сегодня они и становятся все более редкими.

Команда специалистов во главе с Кристиной Дугласс (Kristina Douglass) из Университета штата Пенсильвания решила больше узнать о взаимоотношениях казуаров и древних обитателей Новой Гвинеи. Исследователи сосредоточили внимание на двух новогвинейских археологических памятниках, история которых начинается еще в позднем плейстоцене: Юку и Кайова. Оба они расположены в зоне горных лесов. Первый участок начал использоваться по меньшей мере семнадцать с половиной тысяч лет назад и был заброшен сравнительно недавно, а на втором люди жили в период с двенадцати тысяч лет назад до нескольких веков назад.

Начиная с середины XX века археологи собрали в Юку и Кайове обширную коллекцию остатков животных, убитых и съеденных людьми на протяжении многих тысячелетий. Благодаря этому у специалистов появилась возможность судить об охотничьих привычках и пищевых предпочтениях местных жителей в далеком прошлом. Обратившись к этим материалам, Дугласс и ее соавторы отобрали кости, принадлежавшие казуарам, а также многочисленные фрагменты их яичной скорлупы.

Датирование скорлупы показало, что в Юку люди активно собирали яйца казуаров в период с 17,8 до 9,5 тысячи лет назад, а в Кайове — с 12,5 до 6,5 тысячи лет назад. Таким образом, эта практика началась уже в позднем плейстоцене. При этом кости казуаров были обнаружены лишь в Кайове. Здесь археологи нашли 28 образцов, 15 из которых удалось определить как принадлежавшие казуару-муруку (C. bennetti) — самому мелкому виду казуаров, который предпочитает жить в горных лесах, в том числе в окрестностях Кайовы (вопрос о том, каким именно казуарам принадлежали включенные в исследование фрагменты яичной скорлупы, авторы не затрагивают; но можно предположить, что также мурукам). В целом можно сказать, что свидетельства интенсивной охоты жителей Юку и Кайовы на казуаров ограничены. Возможно, эти птицы были редкой добычей — или охотники разделывали их на месте убийства, а в поселения приносили лишь мясистые части.

Ранее Дугласс и ее коллеги, использовав в качестве модели яйца африканских страусов (Struthio camelus), установили соответствие между микроструктурой поверхности скорлупы и стадией развития яйца. Полученные закономерности исследователи применили к 1019 фрагментам скорлупы казуаров из Юку и Кайовы. Оказалось, что большая часть, найденных на этих участках яиц находились на средней и поздней стадиях развития (один подход указывает, что примерно 78 процентов обнаруженных яиц были собраны на поздних стадиях развития, а другой — что 72 процента яиц находились на средних стадиях развития).

Авторы уверены, что это не совпадение. Древние новогвинейцы явно выбирали яйца казуаров, из которых вскоре должны были вылупиться птенцы. Они либо готовили аналог балюта (так называют вареное утиное яйцо, внутри которого находится уже сформированный эмбрион с перьями, хрящами и клювом), либо дожидались вылупления птенцов, которых выращивали до размеров взрослой птицы, а затем съедали или продавали. Дугласс с соавторами склоняются ко второму варианту, поскольку современные жители острова также нередко похищают яйца казуаров из гнезд, выращивают птенцов в неволе, а затем едят их или торгуют ими. Поскольку вылупившиеся из яйца казуары из-за импринтинга начинают считать людей своими сородичами, они слушаются хозяев и ухаживать за ними намного проще, чем за пойманными особями. В пользу идеи о выращивании птенцов также говорит тот факт, что яйца из Юку и Кайовы, собранные на поздних стадиях развития, намного реже несут следы приготовления на огне, чем яйца на ранних стадиях развития.

Если исследователи правы, то выращивание птенцов казуаров, которое началось 17,8 тысячи лет назад, может быть древнейшим примером того, как люди управляют размножением птиц. Для сравнения, куры (Gallus gallus) были одомашнены намного позднее, около 9,5 тысячи лет назад. Впрочем, взаимоотношения древних новогвинейцев и казуаров нельзя назвать полноценным одомашниванием, ведь люди эксплуатировали дикие популяции этих птиц, но не разводили их в неволе. Это же верно и для современных жителей острова.

Ранее мы рассказывали об исследовании, посвященном яйцам карликовых подвидов эму (Dromaius novaehollandiae), которые жили на островах у побережья Австралии и исчезли в XIX веке по вине человека. Оказалось, что, несмотря на мелкие размеры, эти птицы сохранили такие же крупные яйца, как у их предков с континента.

Летучие мыши поохотились на мигрирующих насекомых на перевале в Пиренеях