Древнейшего анкилозавра описали по уникальному шипастому ребру

Палеонтологи описали новый род и вид анкилозавров — Spicomellus afer. Ученые отмечают, что это самый древний представитель группы, а также первый анкилозавр, найденный в Африке. Новый анкилозавр описан на основе необычного ребра, которое срослось с шипастой остеодермой (кожным окостенением). В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, говорится, что подобная анатомическая структура не встречается ни у каких других животных.

Анкилозавры (Ankylosauria) — группа растительноядных динозавров, покрытых броней из остеодерм. Они были родственны стегозаврам, от которых отделились в конце ранней или начале средней юры. В палеонтологической летописи базальные анкилозавры практически не представлены. Единственный валидный вид анкилозавров из средней юры — Sarcolestes leedsi, найденный на территории Великобритании в отложениях формации Оксфорд-Клэй (Oxford Clay Formation).

Большинство ископаемых остатков анкилозавров обнаружено на территории бывшей Лавразии — в Северной Америке и Евразии, в то время как гондванские анкилозавры немногочисленны и в основном представлены фрагментарным материалом.

Исследование Сюзанны Мейдмент (Susannah C. R. Maidment) из Музея естественной истории в Лондоне и ее коллег из Великобритании, Марокко и Швейцарии позволяет предположить, что разнообразие гондванских анкилозавров гораздо выше, чем считалось ранее. Ученые описали новый род и вид анкилозавров на основе окаменелости, найденной в Марокко. Палеонтологи отмечают, что это первый африканский представитель группы.

Динозавра назвали Spicomellus afer, что в переводе с латыни означает «шипастый ошейник из Африки». Такое название ему дали из-за необычного вида окаменелости: это был фрагмент ребра, к которому сверху приросла остеодерма, несущая ряд конических шипов. Из-за этого исследователи сначала даже затруднялись определить таксономическую принадлежность образца. Только после изучения окаменелости с помощью компьютерной томографии и палеогистологических методов ученые смогли отнести образец к анкилозаврам.

Срастание остеодерм с ребрами еще не было обнаружено у анкилозавров. Более того, оно не встречается и у других животных, включая черепах, — в формировании костальных пластинок их карапакса остеодермы не принимают участия. По мнению авторов, срастающиеся с ребрами шипастые остеодермы были более надежной защитой по сравнению с отдельными шипами.

Окаменелость была обнаружена в среднеюрских отложениях формации Эль-Мерс III (El Mers III Formation), возраст которых составляет примерно 168,3–163,5 миллиона лет, что делает S. afer древнейшим представителем анкилозавров. Недавно из этой же формации был описан и самый древний стегозавр — Adratiklit boulahfa.

Прежде ученые предполагали, что анкилозавры вытеснили стегозавров, которые в итоге вымерли в конце раннего мела. Однако очередной пример сосуществования анкилозавра и стегозавра в одной экосистеме ставит под сомнение такое предположение. Другие подобные примеры включают в себя анкилозавра Sarcolestes и стегозавра Loricatosaurus из среднеюрской формации Оксфорд-Клэй; анкилозавра Dracopelta и стегозавров Miragaia и Stegosaurus из верхнеюрской формации Лориньян (Lourinhã Formation). Таким образом, представители обеих групп сосуществовали на протяжении более 20 миллионов лет, поэтому вымирание стегозавров, вероятно, произошло по другим причинам.

В первоначальной версии заметки родовое название анкилозавра было переведено как «шипастый воротник», однако более корректный перевод — «шипастый ошейник». Заметка исправлена.

Ранее мы писали о другом анкилозавре — Borealopelta markmitchelli из раннего мела Канады. Его ископаемые остатки содержали следы меланина, что позволило палеонтологам предположить о наличии у этого динозавра покровительственной окраски.

Сахелантропу вновь разрешили ходить на двух ногах

Палеонтологи исследовали бедренную и локтевые кости, найденные больше 20 лет назад в Чаде. Они пришли к выводу, что останки принадлежали сахелантропу (Sahelanthropus tchadensis), жившему около семи миллионов лет назад. По мнению исследователей, особь могла передвигаться по земле на двух ногах, но также лазила по деревьям. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.