Большой травоядный динозавр обзавелся броней и камуфляжем

Несмотря внушительные размеры и защитную броню, на динозавра Borealopelta markmitchelli охотились, поэтому ему пришлось обзавестись защитной окраской.

Royal Tyrrell Museum of Palaeontology, Drumheller, Canada

Гигантский травоядный динозавр Borealopelta markmitchelli, весивший около 1,3 тонны, помимо защитного панциря с шипами на спине обладал еще и защитной окраской. В тонком органическом слое, покрывавшем спинные щитки, исследователи обнаружили следы меланина. Исследование опубликовано в Current Biology.

В 2011 году в битуминозных песках в канадской провинции Альберта рабочие обнаружили останки динозавра. Сохранилась только передняя часть ящера — от головы до крупа, — но зато в прекрасном состоянии. Помимо скелета, ученые обнаружили кожу, защитные щитки с шипами, покрывавшие спину животного, и часть мягких тканей. Сохранилась даже тонкая органическая пленка, которая образовалась из кератинового слоя, покрывавшего панцирь.

Палеонтологи предположили, что сухопутного динозавра, который пасся на берегу, смыло течением и унесло в море. Когда он утонул и погрузился на дно, его быстро занесло песком и донными отложениями. Благодаря этому останки животного хорошо сохранились до нашего времени.

Динозавр B. markmitchelli относился к семейству нодозаврид — четвероногих травоядных ящеров. Нодозавры обитали в период 161–66 миллионов лет назад на территориях современной Северной Америки, Евразии и Антарктиды. У бореалопельты были внушительные размеры: около 5,5 метра в длину и вес — около 1,3 тонны. Он жил около 110 миллионов лет назад.

В новой работе исследователи изучили органический слой, покрывавший спину динозавра, с помощью масс-спектрометрии. В пленке они обнаружили органические молекулы, содержащие азот, серу и кислород, которые являются продуктами распада разных форм пигмента меланина. Исследователи сделали вывод, что динозавр носил защитную окраску — его панцирь был покрыт красно-коричневыми пятнами.

Ученые отмечают, что бореалопельта был крупнее большинства современных млекопитающих, у которых есть защитная окраска. Как известно, самые крупные травоядные млекопитающие из живущих сегодня — слон и носорог — вовсе обходятся без «камуфляжа», потому что хищники крайне редко решаются охотиться на них.

110 миллионов лет назад ситуация была другой. В провинции Альберта, где нашли бореалопельту, и на севере США также находили следы и окаменелости крупных хищных динозавров, в том числе гигантского акрокантозавра. Это был один из крупнейших хищников, когда-либо существовавших на Земле. По оценкам ученых, его рост мог достигать 10 метров, а вес — шести тонн. Он жил в одно время с бореалопельтой, примерно 125–109 миллионов лет назад. Учитывая размеры хищников мелового периода, отмечают авторы статьи, становится понятно, что даже крупнейшим травоядным того времени приходилось использовать разные защитные стратегии.

В мае этого года палеонтологи обнаружили в штате Монтана, США, близкого родственника нодозавров — анкилозавра. По внешнему виду шестиметровый травоядный гигант напоминал Привратника Зуула из фильма «Охотники за привидениями», поэтому новый вид динозавров назвали в его честь — Zuul crurivastator.