Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду

Akira Ichikawa / Antiquity, 2021

Археолог Акира Ичикава представил результаты исследования древней пирамиды майя. Оказалось, что индейцы оставили город Сан-Андрес около 539 года нашей эры из-за сильного извержения вулкана, однако вернулись туда спустя 5–30 лет и построили из вулканического туфа монументальное сооружение. Автор статьи, опубликованной в журнале Antiquity, считает, что это позитивно отразилось на социальной интеграции местного общества и укрепило власть элиты, организовавшей стройку.

На территории современного Сальвадора в долине Сапотитан располагается древний город майя Сан-Андрес. Поселение на этом месте возникло около 900 года до нашей эры и просуществовало с перерывом до XIII века. Однако своего расцвета город достиг между 600 и 900 годами нашей эры, когда фактически был одним из центральных городов цивилизации майя и здесь проживало около 12 тысяч человек. В результате извержения вулкана в 1658 году оставленный город был законсервирован вулканическим пеплом, благодаря чему археологи обнаружили многие постройки в хорошей сохранности.

В эпоху голоцена самым сильным извержением вулкана в Центральной Америке считается извержение Илопанго, которое привело к образованию полуметрового слоя вулканической тефры на значительной части территории расселения майя. Город Сан-Андрес располагался неподалеку от этого вулкана, из-за чего на некоторое время жители его забросили. Однако долгое время не удавалось точно установить дату этого извержения. По некоторым оценкам, оно произошло в III веке нашей эры, однако уточненные в 2019 году датировки показали, что эта катастрофа случилась около 539 года нашей эры.


Акира Ичикава (Akira Ichikawa) из Колорадского университета в Боулдере провел исследование, в котором изучил последствия извержения вулкана Терра-Бланка-Ховен середины I тысячелетия нашей эры. Он вместе с коллегами провел раскопки обнаруженной еще в 1990-е годы пирамиды (35×40×13 метров), располагающейся на платформе (85×65×7 метров), чтобы определить начальную фазу строительства.

Ученые отобрали для радиоуглеродного датирования семнадцать образцов. Результаты анализа показали, что они относятся к 545–570 годам нашей эры. Возможно, эти образцы относятся ко времени до или во время происходившего извержения. Однако материалы, извлеченные из нижних слоев каменной конструкции, датированы 570–620 годами нашей эры. Это указывает на то, что работы по возведению пирамиды начались, скорее всего, через 5–30 лет (максимальная оценка — 80 лет) после извержения вулкана.

Результаты исследования показали, что извержение вулкана сделало большую территорию непригодной для проживания, однако люди быстро вернулись, чтобы построить монументальное сооружение на земле, покрытой толстым слоем туфа. Ичикава считает, что два сценария могут объяснить процесс быстрого восстановления. Во-первых, определенные группы населения могли спастись от стихийного бедствия, перебравшись в менее пострадавшие районы, например, в горы. Во-вторых, после извержения долина обезлюдела и потеряла свои культурные традиции, а затем ее заселили иммигранты из других районов, а не потомки местного населения. Хотя вторая гипотеза менее предпочтительна — сложно представить мотивацию миграции людей в опустошенный и незнакомый район. В то же время, по мнению автора, нельзя исключать смешанный вариант развития событий.

Вулканическая тефра в мировоззрении майя могла иметь серьезное религиозное и космологическое значение. Тем самым это объясняет ее использование при строительстве монументального сооружения в Сан-Андресе. Кроме того, древние строители могли знать о хорошо подходящих свойства этого материала для строительства (вулканический туф служит отличным стеновым камнем). Такая масштабная работа, вероятно, положительно сказалась на социальной интеграции местного общества, а также укрепила власть элиты, организовавшей стройку.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других исследованиях цивилизации майя. Так, американские археологи обнаружили на северо-западе Белиза свидетельства частного землевладения у древних майя. А антропологи установили, что город Ништун-Чич имел статус ритуально-административного центра в среднюю доклассическую эру.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.