В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи

Пептиды сохранились в сосудах майкопской культуры

Молекулярные биологи исследовали семь металлических сосудов, найденных на памятниках майкопской археологической культуры раннего бронзового века. На внутренней поверхности двух бронзовых котлов ученые обнаружили пептиды, свидетельствующие о том, что в IV тысячелетии до нашей эры в этой посуде готовили мясо, кровь и молоко домашних и, возможно, диких животных. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.

В первых веках IV тысячелетия до нашей эры на территорию Северного Кавказа проникают группы нового населения, оставившего после себя майкопскую археологическую культуру. С носителями этой культурной традиции на территории нашей страны связано начало эпохи бронзы. Хозяйство майкопцев основывалось на животноводстве (преимущественно крупный и мелкий рогатый скот) и земледелии. Эти люди знали гончарный круг, добились высокого уровня развития металлургии и ювелирного дела, пользовались повозками. Визитной карточкой этой культуры выступают богатейшие подкурганные захоронения элиты.

Среди прочего, майкопская культура известна древнейшими дошедшими до нас комплексами металлической посуды. В настоящее время археологи насчитывают 16 таких комплексов, состоящих примерно из 40 изделий (точное количество оценить сложно из-за фрагментарности части находок). Большая часть этих предметов сделана из бронзы, однако известно примерно 13 изделий из серебра, еще два — из золота. Эти артефакты представляют собой сосуды, кубки, миски и котлы.

В новой работе группа ученых из Австралии, Великобритании, Германии, России и Швейцарии во главе с Шеваном Вилкиным (Shevan Wilkin) из Цюрихского университета решила выяснить, что в древности готовили или хранили в этой посуде. Для этого исследователи отобрали девять образцов органических остатков, сохранившихся на внутренней поверхности семи бронзовых котлов, которые нашли в майкопских погребениях. Восемь из них отправили на палеопротеомный анализ, еще один — на радиоуглеродный.

В трех образцах, извлеченных из двух котлов, ученые обнаружили пептиды животного происхождения. Так, в котле из Иноземцевского кургана ученые идентифицировали несколько мышечных белков каких-то позвоночных животных. Один белок происходил из мяса, кожи или внутренних органов представителя подсемейства бычьих (корова, як, азиатский буйвол) или оленей. Кроме того, здесь же присутствовали кровяные белки, специфичные для полорогих (крупный и мелкий рогатый скот) и настоящих жвачных, а также овечьи или козьи молочные белки.

В образце из котла из кургана-1 могильника Клады исследователи выделили пептиды, которые идентичны мышечным белкам животных, однако определить их вид, род или семейство не удалось. Из этого же артефакта ученые извлекли материал для радиоуглеродного датирования. Оно показало, что сосуд относится примерно к 3520–3350 годам до нашей эры. Это согласуется с археологической датировкой погребения, где его нашли.

По мнению исследователей, полученные результаты указывают на то, что большие сосуды использовались для приготовления и подачи блюд из мяса и прочих продуктов животного происхождения во время погребальных ритуалов. При этом они не исключили, что в других котлах готовилась иная пища или напитки, включая алкоголь.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании других артефактов майкопской культуры. Тогда ученые повторно изучили восемь серебряных и золотых трубочек-стержней, которые нашли еще в конце 1897 года во время раскопок Майкопского кургана. Они пришли к выводу, что артефакты представляют собой древнейшие сохранившиеся соломинки для группового употребления пива из общего сосуда.

Ранние неандертальцы разделали пещерных и бурых медведей