Археологи обнаружили свидетельства наличия частного землевладения у древних майя

Американские археологи обследовали территорию региона Трех рек на северо-западе Белиза и обнаружили поселения майя середины VII – конца IX веков нашей эры. Большие приусадебные земельные участки, разделенные сетью террас и каменных стен, позволили ученым сделать вывод о существовании системы частного землевладения у майя в период поздней классики. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Землевладение у майя классической эпохи исследовано достаточно слабо. Имеющиеся работы в основном опираются на этноисторические и этнографические данные. Письменные памятники классического периода содержат большое количество информации о политическом контроле над территориями, но умалчивают о вопросах, связанных с землевладением у простолюдинов.

Как правило, исследователи отмечают, что знать владела частными землями. На них выращивали какао, хлопок и фрукты. Традиционно считалось, что к моменту испанского завоевания у майя сосуществовали две формы землевладения: коллективная (земли, которыми пользовались крестьяне) и частная (земли в распоряжении верховного правителя, родовые земли, земли знати и богачей). Частная собственность, скорее всего, была менее распространена.

Джошуа Квока (Joshua Kwoka) из Университета штата Джорджия совместно с коллегами провел исследование, направленное на изучение древних домохозяйств майя, располагавшихся на северо-западе современного Белиза в регионе Трех рек. Ученые отметили, что первые деревни здесь появились еще в средний доклассический период (1000–400 годы до нашей эры) и достигли своего пика своего развития во время поздней классики (600–850 годы нашей эры), после чего регион был в значительной степени заброшен.

Исследователи отметили, что обнаруженные с помощью лидарной съемки и археологических раскопок приусадебные участки, как правило, в три раза больше по площади, чем известные аналоги из города Чунчукмиля классического периода. На участках в среднем располагалось по 5,5 построек, занимая лишь 3–8 процентов территории. Ученые считают, что обнаруженные объекты были заселены с середины VII по конец IX века нашей эры.

Сеть террас и каменных стен, разделяющих приусадебные участки, представляет собой свидетельство наличия землевладения у майя классической эпохи. Обнаруженные 87,5 километров таких сооружений служат подтверждением значительного трудового вклада в создание и поддержание земельного капитала. Ученые считают, что такие колоссальные работы могли проделываться лишь, если участок и в будущем планировало эксплуатировать это же домохозяйство, то есть существовала система, ограничивающая передачу прав. Археологи пришли к выводу, что система частного землевладения существовала в регионе Трех рек, по крайней мере, в позднем классическом периоде.

Ученые сообщили, что существует модель, согласно которой сельское хозяйство древних майя представляется следующим образом: часть продовольствия выращивалось на домашних огородах, а близлежащие поля использовались для интенсивного выращивания основных культур, например, маиса. В пределах проведенной лидарной съемки исследователи не обнаружили подходящих под поля земель. В сочетании с большим размером приусадебных участков и их малой застроенностью ученые полагают, что «внешние» поля располагались здесь же.

На N + 1 мы регулярно сообщаем о новых археологических открытиях, относящихся к цивилизации майя. Так, Ништун-Чич признали центром цивилизации майя доклассической эры, а в пещере майя на полуострове Юкатан обнаружили отпечатки детских ладоней. Кроме того, майя классической эры могли использовать соль в качестве денег.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет