В бирманском янтаре обнаружили паучиху с яйцевым коконом и паучат

Палеонтологи обнаружили древнейшие свидетельства заботы о потомстве у пауков. В одном образце бирманского янтаря возрастом около 99 миллионов лет они нашли паучиху с яйцевым коконом, а в трех других — только что вылупившихся паучат, которые, возможно, прятались в убежищах вместе с матерями. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, скорее всего, пауки начали строить яйцевые коконы и заботиться о яйцах и детенышах уже на заре своей эволюции — в каменноугольном периоде.

Все виды пауков в той или иной степени заботятся о потомстве. Самки одних видов просто помещают яйца в защитный кокон из паутины и прячут его, а представительницы других охраняют коконы и маленьких паучат или носят их с собой. Некоторые паучихи заходят еще дальше и жертвуют собой, чтобы накормить голодных детенышей собственным телом. При этом самцы заботятся о яйцах и детенышах лишь у двух видов пауков — одиночных Manogea porracea из Южной и Центральной Америки и социальных Stegodyphus dumicola из Южной Африки.

Зоологи предполагают, что пауки начали проявлять заботу о потомстве уже на ранних этапах своей истории, которая началась в каменноугольном периоде около 300 миллионов лет назад. Тем не менее древнейшие ископаемые свидетельства такого поведения относятся лишь к кайнозою. Из образцов янтаря возрастом младше 65,5 миллиона лет известны яйцевые коконы пауков; кроме того, в кайнозойском янтаре была обнаружена самка паука с зажатым в хелицерах коконом. В литературе также есть упоминания о похожих на паучьи коконы инклюзах в среднемеловом бирманском янтаре. Однако большинство таких сообщений вызывают у специалистов скепсис — в частности, из-за отсутствия подробных описаний и фотографий.

Команда исследователей, которую возглавил Дун Жэнь (Dong Ren) из Столичного педагогического университета в Пекине, обнаружила более убедительные доказательства, что пауки заботились о яйцах и детенышах уже в меловом периоде. В их руки попали четыре образца бирманского янтаря возрастом 98,8 миллиона лет (CNU009371, CNU009431, CNU009432 и CNU009476). Внутри образца CNU009432 авторы обнаружили крупного паука, которого идентифицировали как взрослую самку. Судя по всему, она принадлежит к вымершему семейству Lagonomegopidae, представители которого в меловом периоде населяли Евразию и Северную Америку. Под паучихой был найден поврежденный яйцевой кокон с десятками детенышей на стадии предличинки внутри. Вероятно, самка носила кокон на себе и погибла вместе с потомством.

В образцах CNU009476, CNU009431 и CNU009371 оказались заключены уже вышедшие из коконов паучата: 24, 26 и 34 особи соответственно. Они попали в смолу вскоре после того, как покинули коконы. По мнению авторов, юные пауки в каждом отдельном образце приходятся друг другу братьями и сестрами и, как и самка из образца CNU009432, относятся к семейству Lagonomegopidae. В экземплярах CNU009476 и CNU009431 также были найдены фрагменты конечностей членистоногих, которые могли принадлежать паукам из того же семейства — возможно, матерям паучат (кроме пауков, в CNU009431 попал таракан, а в CNU009371 — оса).

Дун Жэнь и сего соавторы заметили, что нити паутины из образца CNU009476 переплетены с кусочками детрита. Возможно, они были частью паучьего гнезда. Возможно, самки пауков из семейства Lagonomegopidae устраивали специальные убежища, где во время вынашивания кокона прятались от хищников. Вышедшие из коконов паучата могли не покидать мать немедленно, а проводить рядом с ней еще какое-то время. Кормила ли паучиха своих детенышей, как это делают представительницы некоторых современных видов, по имеющимся образцам сказать невозможно..

Таким образом, палеонтологам удалось подтвердить, что пауки заботились о потомстве уже около ста миллионов лет назад. Поскольку яйцевой кокон у самки из образца CNU009432 очень похож на те, что строят современные паучихи, скорее всего, подобные конструкции появились даже раньше.

Недавно палеонтологи заявили, что обнаружили в бирманском янтаре только что родившую улитку с пятью новорожденными улитятами. Ученые сообщали, что это не только первая такая находка, но и древнейшее свидетельство живорождения среди наземных улиток. Однако некоторые коллеги отнеслись к их словам со скепсисом и предположили, что «улитята» — это всего лишь норы двустворчатых моллюсков.

Фельдшер скорой помощи нашла остатки парейазавра на берегу Вятки