Американские медики обнаружили у пациентов с ковидом и у переболевших им людей антитела к АПФ2 — мембранному белку, который служит «входными воротами» для коронавируса. Исследователи считают, что именно эти антитела могут быть ответственны за хроническое воспаление в организме после инфекции и долгий ковид. Если в будущих экспериментах эта гипотеза подтвердится, то от долгого ковида можно будет подобрать лекарство. Исследование опубликовано в PLoS One.
Некоторые люди после выздоровления от ковида все равно чувствуют неприятные симптомы — усталость, головные боли, проблемы с концентрацией и памятью. По оценкам американских ученых, таких людей до 35 процентов среди всех пациентов, а по наблюдениям итальянских исследователей — гораздо больше, до 87,4 процента. Точной причины досаждающих симптомов никто не знает, но врачи предполагают, что виной всему может быть аутоиммунная реакция, спровоцированная проникновением вируса в организм. Подробнее о долгом ковиде можно почитать в нашем материале «Долгие проводы».
Коронавирус проникает в клетку с помощью мембранного белка, который называется ангиотензинпревращающий фермент 2 (АПФ2, ACE2). Этот фермент конвертирует ангиотензин II в ангиотензин (1,7). Последний оказывает противовоспалительный эффект, который блокирует коронавирус, связываясь с АПФ2 и мешая ему синтезировать ангиотензин (1,7). Кроме того, уменьшение активности АПФ2 приводит к накоплению в крови ангиотензина II, который сужает сосуды и повышает их проницаемость, увеличивая миграцию иммунных клеток в ткани.
Американские ученые под руководством Терри Харвилла (Terry O. Harville) из Медицинского университета Арканзаса предположили, что симптомы коронавирусной инфекции долго не проходят, так как в некоторых случаях в организме больных людей вырабатываются аутоантитела к АПФ2, и развивается хроническое воспаление. Медики исследовали кровь пациентов больницы при университете на антитела к ACE2. Среди них было 20 человек с позитивным тестом на коронавирус, 13 пациентов с негативным тестом, а также 15 позитивных на коронавирус пациентов, которых госпитализировали. Кроме того, исследователи использовали 32 образца плазмы переболевших ковидом людей, которые сдали ее в рамках донорской программы.
Из 15 госпитализированных пациентов с ковидом у 14 определялись антитела к АПФ2, также эти антитела нашли у большого числа участников, сдавших плазму (у 26 из 32 человек). Среди 20 человек, сдавших позитивный тест на коронавирус, но лечившихся амбулаторно, антитела нашли только у 1 человека. Ни у одного из 13 человек, не болевших ковидом, антител к АПФ2 не нашли.
Хотя ученые в этой работе не изучали связь антител к АПФ2 и долгого ковида, они подтвердили, что у многих больных такие антитела образуются. Если в будущих экспериментах удастся понять, что именно эти антитела ответственны за долгий ковид, то можно будет подобрать лечение, например рекомбинантный АПФ2 или его активаторы.
Об одном из проявлений долгого ковида — «мозговом тумане» — мы рассказывали в материале «Туманный диагноз».
Анастасия Кузнецова-Фантони
Он жаловался на боли в животе и кровь в прямой кишке
Мужчина в возрасте около 60 лет обратился с жалобами на острую колющую боль в животе, сопровождающуюся тошнотой и рвотой. При осмотре врачи отметили повышенную потливость, тахикардию, расширенные зрачки и напряжение мышц пресса. Лабораторные исследования показали анемию, острое повреждение почек с лактоацидозом. В отделении неотложной помощи у пациента началось массивное кровотечения из нижних отделов желудочно-кишечного тракта, которое врачи определили по ярко-красной крови в прямой кишке. Врачи исключили инфекционную природу колита, а колоноскопия показала тяжелое диффузное воспаление с эрозиями, изъязвлениями с кровотечением, что соответствовало левостороннему колиту. Пациент признался, что употребил значительное количество кокаина непосредственно перед появлением симптомов. Токсикологический анализ мочи подтвердил его слова. Врачи поставили диагноз ишемического геморрагического колита. Случай описан в BMJ Case Reports. Хотя употребление кокаина обычно увеличивает перфузию органов за счет увеличения среднего артериального давления и сердечного выброса, он также вызывает спазм сосудов (в том числе, брыжеечных), что может привести к ишемии кишки. Прием кокаина также объяснял повышенное потоотделение и заметно расширенные зрачки у пациента. Биопсия, проведенная при колоноскопии, показала кровотечение из слизистой оболочки толстой кишки и ее некроз, что подтвердило диагноз. Пациенту назначили консервативное лечение с восстановлением водно-электролитного баланса и через четыре дня выписали из больницы.