Анализ керамики позволил выяснить рацион древних жителей Латвии

Ученые провели исследование фрагментов керамики, обнаруженных в ходе раскопок раковинной кучи на стоянке Риньюкалнс. Оказалось, что посуда использовалась в основном для приготовления пресноводной рыбы, моллюсков, а также мяса диких свиней. Исследователи также обнаружили, что на более поздних стадиях местные гончары научились обжигать горшки на низких температурах и добавлять в глиняное тесто измельченные раковины моллюсков. Статья опубликована в журнале Antiquity.

На территории современной Латвии на берегу реки Салаца в устье озера Буртниекс расположена доисторическая стоянка Риньюкалнс. Курган размером примерно 20×30 метров является единственной хорошо стратиграфированной раковинной кучей в Восточной Прибалтике, относящейся к каменному веку. Впервые он был раскопан еще в 1870-х годах, однако работы здесь ведутся до сих пор. Археологи обнаружили на этом памятнике многочисленные фрагменты керамики, костяные орудия, украшения, а также человеческие погребения, причем останки одного индивида позволили идентифицировать его как древнейшего больного чумой.

Радиоуглеродное датирование относит стоянку к эпохе неолита, причем для Восточной Прибалтики этот термин не подразумевает перехода к производительному хозяйству, а обозначает использование керамики местными охотниками, собирателями и рыболовами. Ученые полагают, что древнейшие находки, сделанные на этой стоянке, относятся к VI тысячелетию до нашей эры, а, возможно, и к более раннему периоду. Древнейшая керамика, обнаруженная археологами, относится к нарвской археологической культуре, которая впоследствии заменяется на ямочно-гребенчатую керамику.

Микела Спатаро (Michela Spataro) из Британского музея совместно с учеными из Великобритании, Латвии и Эстонии исследовала керамику, обнаруженную на стоянке охотников, собирателей и рыболовов Риньюкалнс. Ученые провели петрографический и микроструктурный анализ глиняных изделий (n = 20), а также изучили органические остатки на внутренних поверхностях фрагментов посуды (n = 20), причем 13 черепков были обследованы всеми методами.

Ученые обнаружили, что керамика, относящаяся к ранним и поздним этапам заселения стоянки, использовалась в качестве горшков для приготовления пищи. Липидный анализ показал, что на всех этапах в качестве продуктов питания использовалась свинина и пресноводные ресурсы, причем на ранних стадиях рыба и моллюски готовились чаще, а на более поздних — мясо (рост потребления свинины совпал с появлением ямочно-гребенчатой керамики). Анализы стабильных изотопов и палеозоологические данные подтверждают это. Пресноводная рыба служила основным источником белковой пищи, употребление же мяса диких жвачных животных, бобров и, возможно, собак было нерегулярным.

Производство керамики у жителей Риньюкалнса, судя по анализу черепков, развивалось со временем. На более поздних стадиях местные гончары обжигали керамику на низких температурах, а также добавляли в тесто измельченные раковины моллюсков. Этот материал придавал глине жесткость, что облегчало ее обработку, позволяя изготавливать более разнообразные по размеру и форме сосуды.

Внешняя поверхность одного из черепков, обнаруженных в Риньюкалнсе, оказалась окрашена красной охрой. Это первый известный пример окрашенной керамики в Латвии каменного века, где ранее находили лишь украшения в виде отпечатков или надрезов. Кроме того, обратившись к раннее раскопанным находкам, ученые нашли еще несколько черепков со следами красной краски на внутренних поверхностях.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древней керамики в Восточной Европе. Так, археологи нашли различия в использовании глиняных сосудов у двух популяций охотников-собирателей, живших в бассейнах Средней Волги и Верхнего и Среднего Дона. Кроме того, ученые выяснили, что жители ранненеолитического поселения Ракушечный Яр использовали керамику для хранения добытого мяса и икры осетровых рыб.

В соляной шахте нашли детскую туфлю возрастом более 2000 лет