Археологи нашли различия в использовании керамики древними охотниками-собирателями

Археологи провели исследование керамических сосудов, обнаруженных на 35 стоянках в бассейнах Средней Волги и Верхнего и Среднего Дона, и выяснили, что две популяции охотников-собирателей VI–V тысячелетий до нашей эры по-разному использовали эти предметы, несмотря на аналогичные условия окружающей среды. В первом регионе в сосудах готовились или хранились продукты наземного животного происхождения, а во втором — рыба и водоплавающая птица с дикими растениями. По мнению ученых, это может объясняться строгими культурными нормами, определявшими использование керамики в кулинарии. Статья опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Происхождение керамической посуды в Европе часто связывают с появлением земледелия в юго-восточной части континента, однако одни из самых ранних изделий были изготовлены охотниками-собирателями, населявшими лесостепные территории современной России. Древнейшие находки относятся к концу VII — первой половине VI тысячелетия до нашей эры. Одним из предполагаемых объяснений появления керамики у охотников-собирателей до перехода к производящему хозяйству служит мнение, что она использовалась для обработки и хранения сезонных водных ресурсов. Однако анализ органических остатков ставит это утверждение под сомнение.

Древнейшие керамические находки относятся к елшанской археологической культуре, которая возникла в субнеолитическую эпоху в Среднем Поволжье, причем для изготовления этой посуды использовались илистые или сапропелевые отложения, а не глина. Найденные сосуды оказались сравнительно небольших размеров, с тонкими стенками. Эти предметы обжигались при низких температурах, но с долговременной выдержкой. Большинство сосудов не были украшены орнаментом, в других случаях доминировал ямочно-жемчужный поясок.

Бландин Курель (Blandine Courel) из Британского музея совместно с учеными из Германии и России исследовала использование ранней керамики охотниками-собирателями восточноевропейских лесостепей, обнаруженной на 35 стоянках в бассейнах Средней Волги (средневолжская и елшанская культуры) и Верхнего и Среднего Дона (карамышевская и черкасская культуры). Ученые провели анализ органических остатков из сосудов и обугленных поверхностей, а также уточнили хронологию раннего гончарного производства с помощью прямого радиоуглеродного датирования.

Археологи пришли к выводу, что популяции охотников-собирателей в двух регионах существовали одновременно, причем находки относятся к двум фазам: начало — середина VI и конец — середина V тысячелетия до нашей эры. Анализ остатков указал на явные различия в применении керамики между двумя группами. В бассейне Среднего и Верхнего Дона она использовалась в основном для приготовления водных ресурсов (рыбы, возможно, водоплавающей птицы) вместе с дикими растениями. Вероятно, это были тушеные блюда или супы. В сосудах же из Поволжья почти полностью отсутствовала пищевая корочка. По мнению ученых, они использовались для приготовления или хранения продуктов наземного животного происхождения.

Палеоэкологическая реконструкция указывает на относительно аналогичные условия окружающей среды в двух исследованных регионах. Это предполагало отсутствие серьезной разницы в источниках питания у местных популяций. Археологи считают, что, скорее всего, в районе Среднего Дона охота на диких млекопитающих, например, кабанов и оленей, была распространена, однако их мясо не готовилось в керамических сосудах, а, возможно, жарилось на вертеле.

В некоторых случаях на функциональное назначение керамики могло быть связано с характером поселений. Так, стоянки Черкасская 3 и 5, расположенные на берегу озера в районе Среднего Дона, интерпретируются как сезонные краткосрочные лагеря, которые использовались для вылова рыбы сетями (щука, сом, карп), охоты на водоплавающую дичь (кряква) и черепах, а также сбора моллюсков. Керамика же в таком случае требовалась для хранения больших запасов добытой продукции.

Ученые пришли к выводу, что различия в использовании керамики в двух регионах, скорее всего, не связаны с условиями окружающей среды или наличием ресурсов. Возможно, существовали разные строгие культурные нормы, определявшие применение керамики в кулинарных практиках.

Ранее на N + 1 рассказывали, что древние обитатели Балтийского региона, еще не освоившие земледелие, уже отличались по своим кулинарным предпочтениям, а жители ранненеолитического поселения Ракушечный Яр заготавливали впрок мясо и икру осетровых.

51-летний норвежец обнаружил 1500-летний клад золотых украшений