У неолитических охотников и собирателей нашли разные кухни

Древние обитатели Балтийского региона, еще не освоившие сельское хозяйство, уже отличались по своим кулинарным предпочтениям. Различные их группы имели особые местные кухни, хотя в их распоряжении были более или менее одинаковые пищевые ресурсы. Статья об этом опубликована в журнале Royal Society Open Science.

В конце VI–V тысячелетии до нашей эры берега Балтийского моря населяли преимущественно охотники и собиратели. Они пользовались керамической посудой, что до недавнего времени считалось признаком наличия сельского хозяйства. Но никаких других признаков земледелия (например, соответствующих орудий) или скотоводства (например, останков домашних животных) вблизи их жилищ не обнаружено. Использование керамики охотниками и собирателями ранее было показано на археологических материалах из Восточной Азии, Сибири и Восточной Европы.

Археологи подразделяют балтийских охотников и собирателей на четыре культуры по стилю их керамики: культуру Эртебёлле (современная Дания и южная Швеция), домбкинскую (западная Польша), неманскую (преимущественно Литва и Белоруссия) и нарвскую (Латвия, Эстония, северо-западная Россия).

Ученые во главе с Бландин Курель (Blandine Courel) из Британского музея исследовали черепки 528 сосудов, найденных археологами на стоянках всех этих культур. Методом хромато-масс-спектрометрии из черепков выделялись посторонние примеси, в том числе жиры, которые въелись в стенки сосудов при готовке пищи. По этим компонентам ученые смогли выяснить, что именно балтийские охотники и собиратели готовили.

Выяснилось, что во все культурах существенную часть рациона составляла рыба и водоплавающие птицы. Тот факт, что представители нарвской культуры предпочитали пресноводную рыбу, а представители «эртебёлльцы» — морскую, можно объяснить тем, «нарвский» регион богаче реками. При этом для «нарвцев» рыба и птица составляли основу рациона, для «неманцев» это были свиньи, «домбкинцы» ели заметно больше мяса жвачных (например, оленей или лосей), а «эртебёлльцы» питались всеми перечисленными продуктами. По мере продвижения по исследованному региону с востока на запад рацион делался всё более разнообразным.

Этот феномен нельзя объяснить природным фактором: фауна во всем регионе была более или менее однообразной. «Нарвцы», например, вполне могли охотиться на лосей, но то ли не делали этого, то ли готовили их, не используя глиняную посуду (например, жарили на вертеле). Это наблюдение привело ученых к выводу, что различия в рационе объясняются культурными различиями — иными словами, «нарвцы», «неманцы», «домбкинцы» и «эртебёлльцы» имели не только разные стили керамики, но и разные кухни.

Исследователи также отмечают, что в 13 «эртебёлльских» сосудах, вероятно, готовили молочные продукты. Однако никаких признаков того, что они разводили скот, нет. Ученые предполагают, что молочку они могли выменивать у своих соседей — представителей неолитической культуры линейно-ленточной керамики, которые занимались и земледелием, и скотоводством.

Ранее в 2020 году ученые установили, что вытеснение из Европы культур охотников и собирателей неолитическими земледельцами и скотоводами было связано (и, вероятно, стало причиной) обезлесения континента.

Артем Ефимов