Обезлесение Европы связали с миграцией индоевропейцев

Ученые обнаружили связь между переселением в Европу в неолите и бронзовом веке выходцев с Ближнего Востока и из Причерноморья и сокращением площадей широколиственных лесов на континенте. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Обезлесение Европы началось около 6 тысяч лет назад. Оно происходило неравномерно: на атлантическом побережье — быстрее, чем в Центральной Европе, а в Скандинавии — медленнее. Группа ученых из Копенгагенского и Плимутского университетов предположила, что это могло быть связано с миграциями людей. Коренное население континента составляли охотники и собиратели. Леса же сводили переселенцы из других регионов, практиковавшие иные формы хозяйства. В частности, ученые решили сопоставить динамику обезлесения с распространением по Европе культуры неолитических земледельцев из Анатолии (нынешняя Турция), а также представителей ямной археологической культуры из северного Причерноморья (нынешние южная Россия и Украина). Предположительно, именно переселенцы с Ближнего Востока принесли в Европу земледелие и, тем самым, «неолитическую революцию» (переход от присваивающего хозяйства к производящему). «Ямники» же были кочевниками-скотоводами. Они считаются наиболее вероятными праиндоевропейцами.

Чтобы проследить пути миграции, ученые во главе с Фернандо Расимо (Fernando Racimo) воспользовалась опубликованными расшифрованными геномами людей эпохи неолита и более поздних периодов, чьи захоронения археологи нашли в разных частях Европы. При помощи программы Ohana они выявляли в них предковые компоненты коренных охотников и собирателей, неолитических земледельцев и «ямников». Если предковый компонент той или иной группы превышал 50 процентов генома, они относили образец к этой группе. Поскольку все использованные геномы были привязаны к датированным археологическим памятникам, исследователи смогли составить динамические карты распространения каждой из трех групп по континенту.

Выяснилось, что динамика распространения неолитических земледельцев практически совпадает с распространением культуры линейно-ленточной керамики в Центральной Европе и культуры импрессо в Южной Европе. Пик их расселения пришелся на период 8500 – 6376 лет назад, а ныне ассоциируемые с ними предковые компоненты сохраняются в основном у средиземноморских европейцев.

Геном же «ямников» распространялся вместе с ямной культурой и культурой боевых топоров в Восточной и Центральной Европе. Ныне ассоциируемые с ними предковые компоненты доминируют по всей Европе, в особенности севернее линии Альп.

Фронтир расселения неолитических земледельцев продвигался со средней скоростью 1,8 километра в год, а «ямников» — от 4,2 до 9,3 километра в год. Исследователи связывают это с тем, что «ямники», в отличие от земледельцев, перемещались не только пешком, но и верхом.

Свои карты миграций ученые сопоставили с динамическими картами растительного покрова. Эти карты были получены в рамках исследовательского проекта «Обезлесение Европы» Плимутского университета при помощи анализа отложений в почве растительной пыльцы. Оказалось, что расселение «ямников» сильно коррелирует с сокращением площадей широколиственных лесов. В частности, начало периода их «генетического доминирования» в Европе совпадает с ускорением процесса обезлесения континента.

Исследователи затруднились определить, стала ли миграция «ямников» причиной или следствием обезлесения — иными словами, сводили ли они леса или же переселялись на земли, где леса редели по климатическим или каким-то иным причинам.

В 2019 году палеогенетики доказали родство «ямников» с современным населением северной Индии, в особенности высших каст — брахманов и воинов. Тем самым подтвердилось представление об этих степняках как о завоевателях обширных территорий и носителях праиндоевропейского языка (древний элитный язык северной Индии — индоевропейский санскрит).

Артем Ефимов