Медики обнаружили, что возможная причина неэффективности противомалярийных вакцин у детей кроется в недостаточном количестве T-лимфоцитов типа Vδ2, которых у детей меньше, чем у взрослых из-за незрелости иммунной системы. Ученые сделали такой вывод после того, как проанализировали T-клеточный и B-клеточный иммунный ответ у детей после введения противомалярийной вакцины PfSPZ, которая оказалась неэффективной для защиты от малярии. Исследование опубликовали в Nature Medicine.
Большинство созданных вакцин от малярии защищают от нее не очень хорошо, а для применения сейчас одобрена только одна вакцина — RTS,S. Ее эффективность составляет 30-50 процентов в зависимости от возрастной группы, при этом у младенцев в возрасте с 5 до 17 месяцев эффективность этой вакцины достигает всего 36 процентов. Мы писали о другой противомалярийной вакцине, разработанной компанией Sanaria, под названием PfSPZ. В ней содержатся ослабленные облученные живые плазмодии. На небольшой выборке ее эффективность составила 90 процентов, но после второй фазы клинических испытаний эффективность оказалась на уровне 77 процентов.
Теперь медики провели испытания противомалярийной вакцины PfSPZ на наиболее уязвимой возрастной группе — детях 5-12 месяцев. Создать действенную вакцину для этой группы особенно важно: по данным ВОЗ именно дети до 5 лет составляют большинство умерших от малярии. В исследование, которым руководил Роберт Седер (Robert A. Seder) из Национальных институтов здоровья США, включили 336 кенийских детей. Их разделили на четыре группы по 84 человека: одной вводили вакцину в дозировке 4,5 × 105, второй — в дозировке 9,0 × 105, третьей — в дозировке 1,8 × 106, четвертой группе препарат заменили физраствором. Всего дети получили три дозы препарата с интервалом в восемь недель.
Через полгода после вакцинации ни одной из групп вакцина не обеспечила значимую защиту по сравнению с детьми, получившими плацебо.
Медики решили разобраться, почему вакцинация детей показала низкую эффективность. Они сопоставили результаты лабораторных исследований с полученными данным по эффективности. Антитела IgG и IgM к плазмодию через две недели после вакцинации выработались у 94 процентов участников, получивших препарат. Кроме этого, в крови у вакцинированных детей появились специфичные B-клетки памяти.
Не найдя отклонений в B-клеточном иммунитете, исследователи изучили T-клеточный иммунный ответ после введения препарата. Они использовали проточную цитометрию, чтобы оценить противомалярийный ответ T лимфоцитов, который запустила вакцина. У привитых детей оказались очень низкие уровни интерферона-гамма, интерлейкина-2 и фактора некроза опухолей по сравнению с теми, которые наблюдались у взрослых в ответ на вакцинацию. Кроме этого, у детей было понижено количество T-лимфоцитов типа Vδ2, которые ответственны за антибактериальный и антипаразитарный ответ. Предыдущие исследования показали, что именно количество T-клеток этого типа на момент прививки определяет эффективность вакцины.
Хотя малое число Vδ2 T-лимфоцитов и является нормой для этого возраста, по-видимому, именно из-за этого противомалярийные вакцины неэффективны у маленьких детей. В будущем ученым предстоит придумать, как усилить выработку иммунного ответа у детей, чтобы применять у них противомалярийные вакцины.
Ранее мы рассказывали о том, что американские ученые создали новую вакцину от малярии на основе модифицированной мРНК. В исследованиях на мышах ее эффективность оказалась 88 процентов.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Он жаловался на боль в груди и шее
Мальчик-подросток с астмой в анамнезе обратился в больницу с жалобами на боль в груди и передней части шеи, одышку и затрудненное глотание. Боль в груди и одышка начались за три дня до этого, во время тренировки по футболу, где он не получал никаких травм или повреждений. Симптомы нарастали, и ему стало больно глотать. При поступлении боль и одышка оставались постоянными в состоянии покоя, но усиливались при физической нагрузке. За три недели до этих событий он перенес ковид в легкой форме. Рентгенологические исследования показали свободный воздух в клетчатке после трахеи и вдоль левой границы сердца. Был поставлен диагноз спонтанного пневмомедиастинума. Случай описан в BMJ Case Reports. При спонтанном пневмомедиастинуме клетчатка средостения — области между двумя легкими — инфильтрируется воздухом. Вероятнее всего это происходит из-за разрыва терминальных альвеол в корне сегмента легкого, которые прилежат к рыхлой клетчатке. Этому разрыву способствует повышение внутриальвеолярного давления при кашле, дефекации, физической нагрузке или даже мастурбации. В данном случае врачи связали пневмомедиастинум с перенесенной коронавирусной инфекцией и последующей физической нагрузкой. Пациенту назначали ингаляции стероидных противовоспалительных препаратов и порекомендовали избегать любых физических нагрузок. Через неделю рентгенография не показала воздуха в средостении, а через шесть месяцев пациент полностью выздоровел.