Американские ученые создали вакцину от малярии на основе модифицированной мРНК. Исследования на мышах показали 88-процентную эффективность при трехкратной иммунизации с интервалом в девять недель. Несмотря на хорошие результаты у животных, вакцине еще предстоит подтвердить высокую эффективность у людей, что вакцинам от малярии удается не всегда. Работа опубликована в npj Vaccines.
Малярию вызывают одноклеточные организмы рода Plasmodium. Наиболее часто заболевание возникает после укуса комара, зараженного Plasmodium falciparum. В 2018 году малярией заразились 228 миллионов человек по всем миру, а 405 тысяч человек умерли. Большинство созданных до этого вакцин оказалось малоэффективно против малярии. На данный момент для применения одобрена единственная вакцина RTS,S. Ее эффективность составляет 30-50 процентов в зависимости от возрастной группы, а для полной иммунизации необходимо четыре дозы. Мы писали также о вакцине, разработанной компанией Sanaria, которую испытали на небольшой выборке с эффективностью в 90 процентов, но после второй фазы клинических испытаний эффективность оказалась на уровне 77 процентов.
Ученые под руководством Эвелины Ангов (Evelina Angov) из Армейского научно-исследовательского института имени Уолтера Рида решили создать вакцину от малярии на основе мРНК. Она использует для создания иммунитета мРНК одного из белков мембраны Plasmodium falciparum, заключенную в липидную наночастицу. Такая конструкция предотвращает преждевременную деградацию нуклеиновой кислоты. Клетки синтезируют белок с мРНК, который генерирует иммунный ответ с выработкой антител.
Для создания вакцины ученые использовали мРНК из двух источников — одну от компании TriLink, а другую от Университета Пенсильвании (UPenn). Участки, кодирующие вирусный белок, у них были идентичными, но у мРНК UPenn оптимизировали некодирующие участки для улучшения синтеза белка. Исследователи разделили мышей на группы по 10 животных. Их иммунизировали трехкратно с интервалом три недели, а через две недели заразили малярийным плазмодием. Такой же эксперимент провели, увеличив интервал между дозами до 6 недель.
При схеме иммунизации с перерывом в три недели между дозами вакцины на основе разных мРНК показали одинаковую эффективность (40 процентов), а в группе животных, получившей дозы с интервалом в 6 недель, вакцина на основе модифицированной мРНК (UPenn) показала более высокую эффективность (88 процентов) по сравнению с немодифицированной мРНК (65 процентов).
Несмотря на обнадеживающие результаты, полученные на животных, пока рано говорить об успехе в разработке вакцины, так как в клинических исследованиях вакцины от малярии часто оказываются менее эффективными. При этом конструкция новой вакцины на основе мРНК позволяет модифицировать последовательность так, чтобы улучшить ее стабильность и иммуногенность. На это и будут направлены дальнейшие исследования.
Малярией можно заболеть не только в странах Африки. В начале 2000-х годов в Московском регионе была вспышка малярии, которую завезли иммигранты из Таджикистана. Плазмодиям хватило всего несколько жарких недель, чтобы успеть созреть в московских комарах. Об этом случае можно прочитать в нашем блоге «Почему в России умирают от тропической малярии».
Анастасия Кузнецова
Риск был ниже, чем при приеме глиптинов
Эди Корнелиус (Edy Kornelius) с коллегами по Медицинскому университету Чун Шань в Тайчжуне провел ретроспективное когортное исследование и выяснил, что прием агонистов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) при сахарном диабете второго типа связан с меньшей частотой развития эпилепсии, чем использование ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (глиптинов). В работу включили почти 453 тысячи взрослых пациентов (средний возраст 60,5 года, 52,9 процента — мужчины) из международной базы данных сети TriNetX с 2015 по 2023 год. Ровно половина из них в этот период начали принимать агонисты ГПП-1, в качестве активного контроля им методом псевдорандомизации (подбора по степени предрасположенности) подобрали такое же число пациентов, начавших принимать глиптины. Статистическую обработку данных проводили с помощью коксовских моделей пропорциональных рисков. Результаты опубликованы в журнале Neurology.