Антиоксидант уменьшил на треть размер атеросклеротических бляшек в аорте мышей

Британские и голландские исследователи обнаружили, что антиоксидант цистеамин уменьшает атеросклеротические бляшки. Медики давали одной группе мышей с атеросклерозом цистеамин как добавку к пище, а вторая группа его не получала. Через восемь недель размер атеросклеротических бляшек в корне аорты у мышей из экспериментальной группы оказался на 32 процента меньше, чем у контрольной группы, а в грудном и брюшном отделе аорты — на 56 процентов меньше. Исследование опубликовано в Journal of the American Heart Association.

Атеросклероз сосудов провоцирует появление угрожающих жизни состояний, например инфарктов и инсультов. При атеросклерозе в стенке артерий откладываются холестерин и некоторые липопротеины, и это сопровождается хроническим воспалением. Липиды, в частности липопротеины низкой плотности, в атеросклеротической бляшке поглощают иммунные клетки — макрофаги. Эти макрофаги затем умирают, и из них формируется некротическое ядро, покрытое коллагеном, который изолирует бляшку от кровотока. Эти бляшки очень нестабильны и часто отрываются, вызывая тромбоз сосуда.

Липиды, которые захватываются макрофагами, окисляются в лизосомах. Это провоцирует дисфункцию лизосом, клеточное старение и гибель этих иммунных клеток. В экспериментах с человеческими макрофагами британские и голландские кардиологи обнаружили, что антиоксидант цистеамин подавляет процессы окисления липопротеинов низкой плотности. В новой работе ученые под руководством Дэвида Лика (David S. Leake) из Университета Рединга решили проверить, поможет ли цистеамин облегчить течение атеросклероза у мышей. Они взяли для эксперимента генетическую линию мышей, у которой быстро и рано развивается атеросклероз. Животных предварительно восемь недель кормили пищей, содержащей большое количество жиров, чтобы вызвать у них атеросклероз. Затем одну группу мышей усыпили, чтобы проверить, действительно ли у них развилось атеросклеротическое поражение сосудов, и убедившись в этом, продолжили эксперимент. Оставшихся мышей разделили на две группы по 20 животных, одной из них к пище добавляли цистеамин, а другой нет.

Эксперимент продолжался восемь недель, а затем мышей усыпили и посмотрели размер атеросклеротических бляшек в аорте. Оказалось, что у группы, которой давали цистеамин, размер атеросклеротических бляшек в корне аорты был меньше на 32 процента, чем у контрольной группы, а в грудном и брюшном отделе аорты — на 56 процентов меньше.

Цистеамин уже разрешен к использованию у людей — им лечат редкое генетическое заболевание с накоплением цистина в клетках. Исследователи в будущем планируют изучать, в какой лекарственной форме цистеин наиболее эффективен. Они надеются в ближайшие годы начать клинические исследования на больных с атеросклерозом.

Ранее ученые выяснили, что риск развития атеросклероза повышает не только жирная пища, но и отказ от завтрака, а также прерывистый ночной сон.

Превращение белого жира в бурый снизило артериальное давление у мышей