Жители Приморья в эпоху палеометалла наладили два маршрута поставок медной руды

Археологи исследовали бронзовые артефакты, обнаруженные на четырех стоянках эпохи палеометалла (1100–800 годы до нашей эры) в Приморье. Химический состав и соотношение изотопов свинца указали на то, что большинство предметов изготовлены из медной руды, которую добыли в Северо-Восточном Китае. Кроме того, часть сырья поступала из Забайкалья и Монголии от представителей культуры плиточных могил. Статья опубликована в The Journal of Island and Coastal Archaeology.

В эпоху палеометалла человечество постепенно осваивало металлургическое производство: от медного к железному. Однако некоторые регионы продолжают оставаться исследованными крайне слабо, например, Приморье и Приамурье, где переход к бронзовому веку неоднократно то признавался, то отрицался. Раскопки в Западном Приморье все же показали, что около 1100 года до нашей эры местные жители стали пользоваться бронзовыми изделиями. На этой территории выделяют синегайскую археологическую культуру (ряд ученых критикуют такое определение), названную так в честь одноименного памятника в Черниговском районе Приморского края.

На поселении Синий Гай-А археологам удалось обнаружить 19 жилищ и 11 погребений животных, относящихся к эпохе бронзы. Кроме того, раскопанные материалы включали различные типы керамической посуды, костяной и каменный инвентарь, а также 21 бронзовое орудие и украшение, которые ранее относили к карасукскому типу. Среди других памятников этой культуры выделяются поселения Харинская, Рубиновка и Кировская. Помимо приморских памятников первооткрыватели синегайской культуры видели сходства с находками в Северной Корее и Маньчжурии.

Иу-Кан Нсу (Yiu-Kang Hsu) из Немецкого музея горного дела совместно с учеными из Германии, Китая и России провел исследование самых ранних бронзовых изделий, обнаруженных в российском Приморье и относящихся к эпохе палеометалла. Вплоть до IV века нашей эры в этом регионе применение металла было эпизодическим, причем временной интервал между появлением первой бронзы (1100–800 годы до нашей эры) и железа (700–500 до нашей эры) оказался небольшим. Кроме того, находки керамических изделий в Южном Приморье указывают на вероятные культурные связи с северной частью Корейского полуострова.

В общей сложности ученые провели исследования химического состава и соотношения изотопов свинца 12 артефактов, обнаруженных в ходе раскопок поселений Синий Гай-А (n = 7), Елизаветовка-1 (n = 3), Дворянка-1 (n = 1) и Ветродуй (n = 1). Эти памятники территориально и хронологически (1100–800 годы до нашей эры) близки друг к другу и находятся в западной части Приморья. Типичным металлическим артефактом из этой коллекции оказался однолезвийный перфорированный нож (присутствовал на всех четырех стоянках). Такие изделия были широко распространены среди различных популяций Сибири, Центральной Азии, Северо-Восточного Китая и Корейского полуострова в I тысячелетии до нашей эры.

Результаты исследования показали, что приморские артефакты изготовлены из двух сплавов меди: оба с оловом, но в одном случае с высокой примесью мышьяка. Медно-оловянные предметы содержат разное количество олова — обычно в пределах 1–12 процентов, хотя одна пуговица со стоянки Дворянка-1 на 41 процент состоит из этого металла. Содержание свинца в качестве примеси в большинстве исследованных изделий оказалось ниже одного процента.

Исследование изотопов свинца показало, что, несмотря на наличие в Приморье местных медных руд, сырье для изготовления бронзовых изделий происходило из других регионов. Ученые полагают, что существовала сеть обмена, которая связывала Приморье с другими богатыми рудой регионами. Два потенциальных маршрута проходили через Северо-Восточный Китай (откуда в эпоху неолита пришла культура выращивания проса) и из Забайкалья (или Монголии) по бассейну реки Амур.

Археологи пришли к выводу, что основной источник медной руды находился в бассейне реки Силяохэ (Внутренняя Монголия), где располагаются памятники культуры Верхнего слоя Сяцзядянь. Кроме того, рядом располагались крупные рудные залежи в Дасинаньлине, Ляоси и на Ляодунском полуострове. Отклонения соотношения изотопов свинца в некоторых предметах из Приморья указало на то, что металлы также поступали из Монголии и Забайкалья, где располагалась археологическая культура плиточных могил.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях, в которых изучались другие центры добычи меди эпохи бронзы. Так, австрийские археологи установили, что Сербия уже в XIX–XVIII веках до нашей эры стала центром развития медной металлургии, а ученые из Дании и Германии выяснили, что древние скандинавы обзавелись широкой сетью поставщиков этого металла.

Рядом с могилой польской «вампирши» нашли девиантное захоронение ребенка