Первая часть модулей нового зимовочного комплекса российской антарктической станции «Восток» отправилась из Санкт-Петербурга в ЮАР на контейнеровозе «Мыс Дежнева». До конца сентября к Антарктиде отправятся еще три судна: контейнеровоз со второй частью модулей, ледокол и танкер. 1 ноября суда прибудут к месту назначения, после чего начнется разгрузка и монтаж станции, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1.
Российская антарктическая станция «Восток» основана в 1957 году. Она расположена недалеко от центра континента над одноименным озером, как выяснилось в середине 1990-х годов. За прошедшие с основания десятилетия станция начала уходить под снег, а ее ресурс постепенно исчерпался, поэтому Россия решила построить новый зимовочный комплекс, чтобы не прекращать исследование озера Восток и другие части научной программы. Подробнее о научной ценности и строительстве станции можно узнать из нашего материала «Остаться в Антарктиде». Проектированием и строительством станции занимались тюменский «Запсибгазпром» и гатчинский «Опытный завод строительных конструкций».
Сборку станции закончили еще в августе 2020 года, а уже в октябре ее погрузили на атомный лихтеровоз «Севморпуть» и отправили в Антарктиду. Но в ноябре миссия столкнулась с неудачей — один из винтов судна повредился, поэтому его вернули обратно в Санкт-Петербург.
Повторную отправку станции назначили на сентябрь 2021 года, причем в ином виде. Комплекс решили отправить не на одном атомном судне, а на двух неатомных контейнеровозах. В пресс-службе Арктического и антарктического научно-исследовательского института N + 1 рассказали, что причиной стало «негласное пожелание мирового антарктического сообщества не использовать атомные суда в антарктических водах», которое, впрочем, существовало и на момент отправки комплекса атомным лихтеровозом.
На этот раз модули станции отправляются в Антарктиду в два этапа: 7 сентября из Санкт-Петербургского «Петролеспорта» отправился контейнеровоз «Мыс Дежнева» с большей частью модулей (около 80 процентов), а 15 числа из порта выйдет контейнеровоз «Андрей Осипов» с оставшимися модулями. 20 и 28 сентября с Дальнего востока в сторону Антарктиды выйдут ледокол «Капитан Хлебников» и танкер с дизельным топливом «Ярослав Мудрый».
Контейнеровозы сначала прибудут в южноафриканский Кейптаун, где на них погрузят тягачи, а ледокол с танкером отправятся сразу к контрольной точке встречи всех четырех судов. 1 ноября все суда прибудут в бухту Тала, рядом с которой расположена станция «Прогресс». Доставлять модули и грузы к «Востоку», расположенному в глубине континента, будут в три похода, первый из которых начнется в декабре.
Незадолго до окончания строительства нового комплекса станции «Восток» в 2020 году на другой российской антарктической станции «Мирный» произошел пожар. Никто из сотрудников не пострадал, однако в результате пожара полностью сгорел модуль, в котором жила половина членов экспедиции.
Григорий Копиев