Компания «Кронштадт» планирует создать самолет-носитель для роя ударных разведывательных беспилотников «Молния» на базе военно-транспортного самолета Ил-76. Как сообщил в интервью «РИА Новости» генеральный директор компании Сергей Богатиков, еще «Молнии» собираются применять на однодвигательном истребителе пятого поколения Checkmate.
Военные полагают, что рои беспилотников помогут повысить эффективность разведки и позволят пилотируемым самолетам не заходить в опасные зоны. Разработкой таких аппаратов сегодня занимаются несколько стран. Например, Израиль уже применил рой беспилотников в бою. Этой весной аппараты помогали израильским военным определять местонахождение и атаковать боевиков «ХАМАС».
«Кронштадт» в инициативном порядке занялся разработкой малых многоцелевых реактивных беспилотников «Молния», способных объединяться в группы, в этом году. Согласно эскизному проекту, «Молнии» будут выполнены в форм-факторе крылатой ракеты. Они получат удлиненный фюзеляж, складное крыло и реактивный двигатель.
Длина беспилотников будет 1,5 метра, а размах крыла — 1,2 метра. «Молнии» смогут летать на скорости до 800 километров в час и нести до семи килограмм полезной нагрузки. Они предназначаются в основном для разведки и радиоэлектронной борьбы, но «Кронштадт» создает для них и боевую часть. С ее помощью «Молнии» можно будет превратить в барражирующие боеприпасы.
Генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков сообщил, что самолет-носитель роя «Молний» планируется создать на базе транспортника Ил-76. Этот самолет, разработанный еще в шестидесятых, может поставлять грузы массой 28-60 тонн на дистанции 3600-4200 километров. Кроме того, рой беспилотников собираются использовать на однодвигательном истребителе пятого поколения Checkmate. Богатиков также сказал, что в итоге «Молнии» могут отличаться от первоначальной концепции, но каким образом, не уточнил.
Управлять «Молниями» смогут не только самолеты. Ранее мы писали про перспективный скоростной беспилотный ведомый «Гром», который тоже учится это делать. Он будет контролировать до десяти «Молний».
Василиса Чернявцева
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».