Моноклональные антитела предотвратили заражение малярией

Первая фаза клинических испытаний показала, что моноклональные антитела к новому уязвимому участку поверхностного белка малярийных плазмодиев предотвращают заражение малярией у человека даже при однократном введении. Как сообщается в журнале The New England Journal of Medicine, через 36 недель после введения препарата заражения малярией от укуса комара не произошло.

Моноклональные антитела — это антитела, произведенные одной плазматической клеткой и комплементарные к одному антигену. Ученые могут запустить производство моноклональных антител, комплементарных к конкретному антигену, и как правило, используют для этого мышиные клетки. Благодаря методике гуманизации моноклональных антител они не вызывают иммунный ответ в организме человека (потому как антитела мышиные, иммунная система человека может среагировать на них агрессивно). С их помощью в настоящее время лечат многие онкологические заболевания, мигрень и снижают риск заражения ковидом.

Поскольку против малярии до сих пор не смогли придумать эффективный метод активной иммунизации — вакцину (обо всех перипетиях ее создания можно прочитать в нашем материале «Последний писк»), — ученые пробуют методы пассивной иммунизации — сыворотки и моноклональные антитела. Считается, что антитела могут нейтрализовать спорозоитов в коже и крови, прежде чем они заразят клетки печени. Поскольку наиболее распространенным поверхностным белком плазмодиев в стадии спорозоитов считается состоящий из трех доменов белок CSP, на него и обращено внимание ученых (мишенью для разрабатываемых вакцин также стал именно этот белок).

Мишенью предыдущих версий моноклональных антител становились определенные повторы в тетрапептидах центральной области этого белка. Однако благодаря испытаниям противомалярийной вакцины выяснилось, что существует еще один участок уязвимости, в который входит тетрапептид, расположенный на стыке двух доменов белка. Его обнаружили с помощью анализа связывания антител у участника клинического испытания противомалярийной вакцины. На основе его антител ученые разработали моноклональные человеческие антитела IgG1, которые показали высокий защитный потенциал в доклинических мышиных моделях. Для их производства ученые выбрали стабильную трансфицированную клональную клеточной линию яичника китайского хомяка.

Группа ученых под руководством Роберта Седера (Robert A. Seder) из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний проверяли безопасность и эффективность нового препарата. Всего в первую часть исследования, в которой изучали безопасность, попало 29 человек, из которых восемь не принимали препарат (контрольная группа). Четыре участника получили моноклональные тела внутривенно в дозе пять миллиграмм на килограмм, пятерым ввели дозу 20 миллиграмм на килограмм и восемь — 40 миллиграмм на килограмм. Четыре участника получили подкожную дозу 5 миллиграмм на килограмм.

Во второй части исследования, где изучалась эффективность, приняло участие 18 человек: семеро из первой части и 11 вновь включенных. Из 11 вновь зачисленных участников четверо получили внутривенно 40 миллиграмм на килограмм, а семь человек выступали в качестве контрольных участников. Среди семи участников из первой части четверо получили повторную внутривенную инъекцию антител в дозе 20 миллиграмм на килограмм вне зависимости от первоначальной дозировки и способа введения. Два участника, которые получили дозу 40 миллиграмм на килограмм внутривенно в первой части испытания, не получали повторную дозу и подверглись контролируемому инфицированию малярией.

Участники из исследуемой группы подвергались укусам в предплечье инфицированных плазмодиями стандартизированных комаров Anopheles stephensi. Амбулаторное наблюдение за участниками проводилось с помощью двух телефонных консультаций в первые семь дней после заражения, а затем участники ходили в клинику с седьмого по 18 день после заражения и в конце третьей недели для определения паразитов в крови с помощью ПЦР. Критерием эффективности препарата считался отрицательный ПЦР-тест через 21 день после заражения.

Проблем с безопасностью препарата ученые не выявили. Среди побочных эффектов отмечены единичные случаи головокружения, временного бессимптомного снижения числа нейтрофилов и повышения уровня креатинина.

Ни у одного из девяти участников, перенесших контролируемую инфекцию малярии и получивших препарат моноклональных антител, на 21 день после заражения паразитов в крови не наблюдалось. В контрольной группе у пятерых из шести участников ПЦР-тест стал положительным на восьмой или девятый день после заражения (р = 0,001). Время заражения после введения антител варьировалось от четырех до 36 недель. Концентрации моноклональных антител в сыворотке крови после инфекции находились в диапазоне примерно от 50 до 500 микрограмм на миллилитр. У двух участников, которых инфицировали через 36 недель после введения препарата, концентрация в сыворотке крови на момент заражения составляла приблизительно 50 микрограмм на миллилитр.

Таким образом, этот препарат может стать новым методом биологической профилактики малярии. По словам ученых, тот факт, что при однократном введении исследуемого препарата обеспечивается защита от малярии, дает надежду на потенциально широкое клиническое применение, в том числе при сезонной борьбе с малярией в эндемичных регионах.

В России малярию встретишь не часто, однако ежегодно от нее погибает четыре-пять человек. Как эта тропическая болезнь вообще оказывается на территории нашей страны, и что нужно сделать, чтобы ей не заболеть, можно узнать в блоге географического подкаста Terra Cognita.

Вячеслав Гоменюк